Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

605. АВАТАР


Пролистывая интернет, постоянно натыкаюсь на отзывы по поводу «Аватара». Меня поражает, до чего люди пишут «мимо».

Например, всерьёз обсуждают «проМблему предательства», будто бы раскрываемую в фильме. Или проецируют сюжет на современную американскую политику.

А фильм совсем не о том. И чувства он вызывает другие. Колоссальный успех фильма необъясним ни компьютерными съёмками, которые лишь чуть-чуть лучше Голливуда последнего пятилетия, ни «три дэ», которое перестаёшь замечать на 15 минуте – ибо человек, подлец, поразительно быстро привыкает не только к плохому, но и к хорошему (так что фраза Достоевского не столь пессимистична).

Зрителей «Аватара», - думаю всех, - охватывает чувство счастья и покоя. Как очнувшихся солнечным утром от счастливого сна. Кстати, много вы видели счастливых снов? Это большая редкость, подарок судьбы.

Много вы видели фантастических фильмов, - этих фильмов-грёз, - которые были бы ПРИЯТНЫ? Это или ужасы, или пародии, или антиутопии. Менее всего там идёт речь о счастливых грёзах.

Причин этого много. Главная - в том, что положительный образ создать в художественном мире можно только от противного и это всегда будет редкая удача. Красивое интересно недолго, а хорошее скучно изначально. Такова плата за существование в этом жестоком мире одного слабого млекопитающего. Боль и ужас впечатываются в мозг тысячекратно. И верят в них в тысячу раз легче. Отсюда паразитная проза «детективов», доступная совсем глупым и бездарным авторам. Ноу-хау детектива превращает «маринину» в писателя, точно так же как рыжий парик и красный нос превращает любого обывателя в как бы актёра.

«Аватар» это фильм о «сбыче мечт», причём такой опыт «сбывания» есть почти у всех зрителей. Они много раз были «аватарами» и перемещались из своей унылой обывательской Плоскландии в трехмерный мир компьютерных игр. Где они были героями, где находили признание и любовь, где их нелепая бесформенная жизнь приобретала осмысленность сценария.

Иллюзия 3D не придаёт «Аватару» большей зрелищности, но удивительно просветляет незамысловатый сценарий. Потому что пространство фильма зрителем 2010 года начинает восприниматься как пространство компьютерной игры. Динамика на плоском экране монитора даёт именно такую стереоскопичность – пользователь ведёт своего аватара по миру, который он воспринимает как объёмный, причём абсолютно.

В этом волшебство режиссёра, человека, несомненно, одарённого свыше. Например, пользователь изображён им в виде СЛОМАННОГО АВАТАРА – героя шутера. И персонаж «Секонд Лайфа» с переломанными ногами помещён в сценарий ММОРПГ, где он живёт полноценной жизнью, потому что в этих играх однонаправленный маршрут бегущего по шутеру морпеха приобретает объём ветвящегося метасценария.

Или в образе «разумных кошек» - прежде всего в филигранно проработанной героине, - воплощена идея полного слияния аватара и пользователя, то есть визуализировано то, что происходит в реальности, но только в сознании игрока. А сам образ унисексуальной кошки со скошенным черепом – это то, что западное сознание выдаивает и выкручивает из реальных женщин на протяжении последних 50 лет, и что в реале получается, конечно, с большим трудом. Ибо человек это не кошка, я что-то вроде енота. Если глубже копать – в общем, насекомоядное.

Потом в фильме происходит «великое примирение» мира фентези и мира научной фантастики – кинематографическая мутация, по сравнению с которой диффузия сценариев «Чужого» и «Хищника» - детский лепет. Научная фантастика проникает в фентези через виртуальное проникновение в донаучную фазу своего бытия. Это очень ОСТРОУМНО.

Автор постоянно совершает такие шахматные ходы, обманки, поэтому уже сам сценарий фильма даёт иллюзию объёма. Это фильм, который появился в нужное время и в нужном месте и сделан человеком, который ПОНИМАЕТ начинающиеся десятые годы.

У людей возникает ощущение угадывания их фантазий. Причём очень прорисованное угадывание очень смутных фантазий. Сбывание снов. За эту радость люди платят деньги и идут в кинотеатры как загипнотизированные суслики.

Реальность была всегда скучна для 99 процентов её пользователей, играющих за пейзан и шахтёров. Но она была всегда интересна своей подлинностью. «Аватар» превращает реальный мир в унылый сон и такую же условность, как мир виртуальный, а виртуальный мир, конечно пока авансом, - объявляет волшебной Террановой. Собственно в этом и заключается коллизия фильма. Офисный планктон, по условностям голливуда расписанный в безногого десантника, навсегда покидает родной офис и переходит на свободный фарминг. Терранова настолько привлекательна, что даже волшебные ноги, на которые его обещают поставить в иллюзорном реале, не стоят ничего. И опять-таки Ход режиссёра, что это вдобавок стилизуется в понятный руссоистский образ непорочного мира с естественными чувствами и эмоциями. То есть компьютерное зазаркалье таким образом совпадает с первозданной природой.

Ну и напоследок – пинок мировому аутсайдеру. Недавно с большой помпой и торжественным проеданием нефтяных миллионов была снята вампукка Бондарчука «Обитаемый остров». Получилось даже не смешно. Что-то эрэфовские ребята из Конотопа потоптались с жирным украинским геканьем – а чего потоптались, уже не то что русские, а даже поляки не разберут. «Чо сказать-то хотели?» Я уверен, что украинцев поляки так же не понимают, как русские, хотя украинцы явно косят под поляков.

А теперь когда при таких же (с поправкой на больший масштаб Запада) затратах сняли мировой блокбастер, на сцену вышел доживший до вампукки Стругацкий: «Господа, меня обокрали. Аватар это я. Я все придумал. Космос украли, планету. ВЕРНИТЕ ДЕНЬГИ».


Но пинок будет поглубже. Все кошколюди «Аватара» из-за широких переносиц и расставленных глаз похожи на Кайдановского. На экране кишат голубые хвостатые кайдановские. Тоже украли. У советских все крадут.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 409 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →