Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

81. О ФИГНЕ.

Ответ юзеру slavamakarov из предыдущей ветки.

Subject: Фигня это.
Половина Наполеоновских маршалов без военного образования раскатывала английских, немецких и прочих долбоебов с высшим военным образованием. И ничего... без лесков обходились. Впрочем, не только Наполеоновских. Помянутые вами японцы тоже высшими военными образованиями особо не страдали. И ничего - как то у России выиграли.


ВЫСШЕЕ военное образование стало насущно необходимым во второй половине 19 века. По трём причинам.

1. Создание предельных гиперармий (под ружьё ставилось всё мужское население призывных возрастов).
2. Резкое усложнение военной техники.
3. Милитаризация экономики.

В этих условиях побеждало государство, быстро и правильно проводящее мобилизацию, детальный план которой разрабатывался годами, с использованием сложного математического аппарата.

Отдельной проблемой было обеспечение боевого функционирования крупных формирований. Современная армия представляла собой огромное ЭКОНОМИЧЕСКОЕ предприятие, вроде автозавода. Необходимо было обеспечивать постоянный подвоз эшелонов продовольствия, "расходных материалов", людских резервов. Обратно шёл поток раненых, пропускаемых через систему перевязочных пунктов, полевых госпиталей и тыловых учреждений. И всё это в услових постоянной контригры противника. Даже поддержка "гомеостаза" армии это работа профессионального менеджера. А вести такую махину в наступление, или отступать (что ещё сложнее)...

О флоте и говорить нечего. Броненосец очень смешно устроен. Это звездолёт на паровом двигателе. Там даже механические компьютеры были :-) Малейшая ошибка в управлении - смерть. Например, неправильный режим вентиляции порохов. А единого режима вентиляции быть не могло - температура воздуха разная, влажность разная. Сортность порохов - разная и зависит от времени хранения. Поэтому постоянно брались пробы, делался химический анализ в лаборатории и т.д. и т.п.

Во времена Наполеона специальное образование (среднее специальное) требовалось для артиллерийских офицеров, инженеров и навигаторов. Сам Наполеон был как раз артиллеристом и получил соответствующее образование. Он учился в бриеннской, а затем парижской военной школе, которую и закончил. Наполеон увлекался точными науками и одновременно хотел стать профессиональным историком. С этой целью он написал историю Корсики. Кроме того, молодой Наполеон был журналистом.

Система высшего военного образования в Европе сформировалась только к середине 19 века. Поэтому Наполеону противостояли отнюдь не выпускники военных академий ( например, первая русская военная академия была основана при Николае I (не считая военно-медицинской))

Суть наполеоновского режима заключалась в ликвидации революционного варварства путём его фиктивного "углубления". Фактически он реставрировал старую королевскую армию, припудрив её революционной демагогией. Действительно, среди его окружения были "революционные" фигуры, вроде Мюрата. Но во-первых, одно дело русский Будённый, и несколько другое - Будённый французский. А во-вторых, уровень военных действий того времени позволял быть вполне дееспособным человеку, не имеющему образования, но обладавшему личной храбростью и большое военной практикой. Под руководством Наполеона ;-)

Вспомним Будённого. В примитивной гражданской войне, шедшей на уровне военного искусства даже не н. 19, а начала 17 века, он показал себя хорошо-не хорошо, но терпимо. Как он кувыркался в начале 1941 Вы, наверное, знаете.

В то же время тот факт, что французская военная наука была разрушена революционным террором (целенаправленно, по английскому наущению), сказался самым пагубным образом. Крах 1812 года - это прежде всего крах системы снабжения французской армии, а победа русских того времени - хладнокровное следование рекомендациям немецких военных специалистов.

К тому же надо учитывать, что французскую артиллерию - главный залог своих побед, Наполеон создал не сам, а получил в готовом виде от королевского режима. Между прочим, история математики, физики и химии 16-18 веков - это история артиллерии. Связь была ещё больше, чем между ядерным оружием и ядерной физикой. Что такое баллистика? Теория бомбометания. То же касается инженерного дела. Кто такой "инженер" изначально? Военный техник. В начале 19 века это был такой же военный термин, как "сапёр".

Ну а про "необразованных японцев" я и говорить не буду. Вся Япония поднялась на усвоении европейской системы образования. Китайцы этого не сделали, и при неизмеримо больших ресурсах, при массовых закупках самой современной европейской техники были разбиты японцами наголову.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments