Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

86. РУССКИЕ И СОВЕТСКИЕ.

Отвечаю на вопрос ads2003 из предыдущей ветки.

В 20-е годы под словом "советский" подразумевалось "гнилой", "фиктивный", "на соплях". Однажды Ленин с Крупской поехали за город кататься на автомобиле, заблудились. Шофёр останавливает крестьянина, спрашивает, как проехать. Крестьянин отвечает:
- Можно по мостку через речку, только на машине сумлеваюсь, что доедите. Мосток-то того, "советский".

В 30-е годы пропагандистский промыв мозгов привёл к тому, что слово "советский" в народном сознании стало означать "хороший", "крепкий", "правильный". В результате получались ещё более комичные сцены. Например, один белоэмигрант вспоминал, как ему было трудно говорить в конце сороковых с советскими эмигрантами второй волны. Он не понимал их сленга. Например спрашивал:
- Расскажите, как Вам жилось в немецком концлагере?
И получал ответ:
- Порядочки были у фрицев на все сто. Советские.

Это означало, что в лагере жилось хорошо.

Что такое "советский человек" для Галковского? До 2000 года примерно то же, что рептилия для млекопитающего. Что-то враждебное, примитивное, с неправильной физиологией: "вылез из старой чешуи", "отложил яйцо", "подавился собственным хвостом". После 2000 года - это синоним слова "латиноамериканец", "метис". То есть нечто на кривых ногах, со следами оспы на лице, в самбреро, но в общем имеющее право на сущестование. "Второсортный мир". Но мир человеческий. Со своей историей (предсказуемой и убогой) и своей культурой (примитивной и краденой). Т.е до 2000 года это диагноз как видовое определение. После 2000 - видовое определение как диагноз.

Как провести сепарацию между советскими и русскими?

Для начала хочу заметить, что советские окончательно сформировались в последнее двадцатилетие. Советские до перестройки были господствующей кастой, "номенклатурой", превратившей народ в быдло, а интеллигенцию - в униженную "прослойку". "Советский народ" было жалко, "номенклатуру" было не жалко совсем. "Рептилии". Поэтому проблема сепарации особо не стояла.

Сейчас единый советский народ есть. 14 частей стали (постепенно становятся) прибалтами, кавказцами, украинцами, молдаванами. 15-ая часть заявила, что там живут никакие не русские, а всё та же "новая историческая общность". Без репрессивного интернационалистского режима все народы "15-ой части" тоже активно превращаются в татар, бурятов и осетин. Но главный народ (по численности) превращается не в русских, а в советских. Точнее, уже превратился. Потому что в культурном отношении даже между эстонцем и советским расстояние с гулькин нос, а между русским и советским - как от земли до луны.

Как отличить советского от русского? Поскольку это не полярные понятия, единого критерия нет. Дробных же признаков - великое множество. Ну, например для советских людей типично:

1. Ненависть к РЕАЛЬНОЙ России (то есть России XVIII-н.XX века). Они любят абстрактную, союзмультфильмовскую Россию (гой еси добрый молодец, шкандерцвейг унтергольм, ай-вай, Фонька-мерц), настоящую же Россию, её устойство, бытовую жизнь, законы, историю, политику, культуру знают плохо и всегда с перекосом в злую карикатуру.

В связи с этим не могу не остановитьсяся на недавней филиппике Константина Крылова по отношению к Салтыкову-Щедрину.

Крылов талантливый, я ему симпатизирую, но тут его перекосило и перекосило биологически.

Щедрин - русский, очень русский человек, образованный (кончил лицей). Его сказки и истории были карикатурами, как карикатуры и воспринимались. "Господа Головлёвы" и т.д. были брюзжанием русского провинциального барина, который вполне мог себе позволить "Москвой запахло" (сценка из его романа: нечистоты лежали вокруг Москвы гигантским кольцом, героиня-помещица подъехала и говорит: "Ну, батюшка, Москвой запахло").

А советские сделали эти карикатуры и ворчалки эпосом, стали изучать в школах. "История одного города" прекрасна и остроумна, как свифтовская желчь - пикантный довесок к Тургеневу и Ключевскому.

Но её стали изучать как "Слово о полку Игореве". Советские школьники о высмеиваемой Щедриным истории Соловьёва понятия не имели. Видели карикатуру на слона, а слона не видели, и считали, что это такая мышь с хоботом на понтах. Гнать Щедрина из школьной программы поганой метлой - здесь Крылов прав. Но из русской культуры? Иудушка Головлёв это русский тип, не менее выразительный и типичный, чем Обломов. Кстати, весовая категория Щедрина и Гончарова примерно равная. Конечно это не Толстой и Достоевский. Но и не Кукольник и Булгарин.

Иными словами, Крылов сделал из карикатуры карикатуру. ХАРАКТЕРНО.

2. Понятие чести, о чём я уже писал подробно. Советский просто не понимает, что это такое. Например, ему кажется нормальным оскорблять других людей в ЖЖ, прячась за псевдонимом. Он не понимет, что это поведение законченной сволочи, сволочи, КОТОРОЙ БРЕЗГУЮТ. Вообще оскорбление вещь малопочтенная, а тут просто кранты. ПРОИГРЫШ. Человек вышел с двухметровым плакатом: "Я СВОЛОЧЬ". А он плакатик в землю втыкает и под ним кувыркается годами. И распрекрасно себя сознаёт.

3. Ненависть к городу и любовь к деревне. Большинство советских является выходцами из деревень, пренебрежительно относящимися к городской культуре. Это глубоко педерастическая точка зрения. Нормальный крестьянин, переехавший в город, деревню ненавидит, само слово "деревня" для него ругательство. Город он тоже может ненавидеть ("пролетариат"), но деревню ненавидит всегда. Любовь к деревне - это абстрактные реминисценции коренных горожан, когда деревня перестаёт к ним лезть в прихожую пьяным мурлом.

4. Карнавалистское происхождение. Советские действительно метисы, как правило русско-еврейские. Не знаю, сколько таких людей среди советских горожан, но в любом случае не менее 1/3. Это евреи с большой примесью русской крови (не менее половины) и русские с некоторой примесью еврейской крови (четверть, одна восьмая, "жена брата" и т.д.). Все советские "ушиблены еврейством", то есть неимоверно преувеличивают значение евреев (неважно со знаком плюс или минус). Думаю это сближает их с Розановым, которого, как я заметил, советские очень любят. Однако для Розанова это был "прикол", а для советского - "судьба".

5. Пьянство. До революции пили и пили сильно в народной среде. Высшие классы пили мало, в том числе и по вышеуказанной причине. Пьянство считалось унизительной болезнью, таких людей презрительно жалели. Среди культурных людей пьянство процветало только в богемной среде, т.е было андеграудной наркоманией. Представить себе человека ранга Никиты Михалкова, похваляющегося, что он выпивает зараз два стакана (!) водки, в России невозможно. Кстати, тема алкоголизма практически отсутствует в классической русской литературе. Пьют эпизодические персонажи, вроде Мармеладова. РОМАНА о пьянстве (Джек Лондон) у русских нет. Что и неудивительно. Даже считающийся человеком из народа Горький выпивал бокал лёгкого итальянского вина за обедом, и то не всегда. Уж автору "На дне", "русскому Джеку Лондону" вроде бы сам Бог велел закладывать за галстук.

6. "Тыканье". Обращение на "ты", кроме близких родственников и однокашников, вызывало у русских устойчивую ненависть.

Ну и так далее. Можно привести десятки примеров. Это РАЗНЫЕ НАРОДЫ.

Существуют некоторые штрихи, позволяющие сразу надёжно отличить русского от советского. До конца 80-х таким определителем была принадлежность к православию. Причём не прозелитизм, а простое "соблюдение обрядов".

Или беспартийность на "партийных" должностях.

Что является лакмусовой бумажкой сейчас - затрудняюсь ответить. Может быть симпатия к Дмитрию Галковскому ;-)

Можно из советского стать русским? К сожалению, да. "К сожалению", потому что это угнетает советскую культуру, превращает её в нечто золотушное, изначально убогое. "На соплях". Лучшие люди десятилетие за десятилетием убегают из советского мира, и гораздо дальше простой эмиграции. Они убегают от него в себя. А там, внутри, времени нет, и русская культура жива. Не меньше, чем латынь или древнегреческий.

Могут ли русские и советские сотрудничать? К счастью, тоже да. Я к этому и призываю. После окончательного выбора 90-х годов это стало возможно. Русские и советские с точки зрения политической окончательно перестали быть конкурентами. Надо только перестать набиваться друг к другу в родственники. Англичане - это англичане. Американцы - это американцы. Пока есть Англия, англичане всегда будут с американцами соперничать. Но если Англия повторила судьбу Атлантиды, почему бы не пожить в Новой Англии допропорядочными американскими гражданами?
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 117 comments