Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

PS-15. ПОЧЕМУ “ХОЛОДНОЕ ЛЕТО 1953 ГОДА» ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ ФИЛЬМ


В политической жизни каждого народа есть даты печальные, трагические. Но есть также даты радостные. При всём том, что макрособытия распадаются на ряд неоднородных фрагментов, общий тон ДАТ, которые бывают раз в 10-20-50-100 лет, понятен. 1941 год - для русского народа одно из самых мрачных событий в многовековой истории. 1945, при всех издержках, – великая Победа. 1917 – крах русской государственности. 1957 и 1961 – прорыв в космос. Это, повторяю, очевидно. Есть множество годов серединка на половинку, их большинство («1910», «1966», «1981»), а есть Вехи Истории.

1953 и 1956 это Вехи, когда судьба огромного народа повернулась к лучшему. Резко и в самой стремнине жизни.

В 1953-1956 в СССР было отменено государственное рабство. Система государственного рабовладения была окончательно установлена к концу 20-х и просуществовала четверть века. При рабовладельческом строе родилось и выросло два поколения, рабовладельческий быт устоялся, и, казалось, просуществует века.

КАК ВДРУГ… Вдруг в одночасье десятки тысяч рабских казарм были закрыты, а люди выпущены на свободу. Причем произошло это мгновенно и без серьёзных эксцессов. В начале 1953 рабовладельческая сатрапия с величайшим гением всех времен и народов на фараоновой колеснице, а уже летом 1953 чучмека свалил другой чучмек, рабов стал отпускать. Второму чучмеку дали подножку, кепка покатилась по дороге, немного запнулись (кампания борьбы с перегибами Берии, который «вредительски стал отпускать из лагерей заключенных» – этот миф и обыгрывается в фильме), в 1954 процесс продолжили, а в 1956 вообще ликвидировали систему азиатской деспотии. Мол, никакого Ким Чен Ира нет, а Ким Ир Сен был природный демократ, идеи которого извратили.

Эта великая революция, к тому же, повторяю, обошедшаяся без большой крови.

Как это подаётся в фильме? Действия разворачиваются на фоне депрессивной северной природы, а ля «Левиафан». Выпуск людей из зон изображается торжеством уголовников, которых, в общем, правильно держали в лагерях (повторяю, это миф сталинистов 1953 года, сопротивлявшихся реформам Берии, которые он, впрочем, проводил не сам, а как человек служивый). Северорусская деревня показана как стойбище троглодитов, фактически генетических вырожденцев. Местные власти – иерархия идиотов. Есть два положительных персонажа–вольноотпущенника. Сломленный и деморализованный победитель во второй мировой войне и столь же опущенный интеллигент. Они в два ствола отбивают деревню у взбунтовавшихся рабов, при этом власти им только мешают. Один из героев гибнет, а его напарник уезжает в Москву и навещает семью погибшего. Где того не знают, и знать не хотят. Занавес.

Ещё до премьеры Папанов умер и советская критика стала это изображать логическим продолжением снимавшегося депрессняка. Мол, не выдержало сердце актёра холодного лета 1953.

Напомню, что сам фильм снимался в контексте ещё более грандиозной демократизации Горбачёва. Горбачёвская перестройка должна была вызывать рёв восторга и прилив невиданного энтузиазма (как это и было в 60-е годы). Но был включён ряд социальных замедлителей – здесь антиалкогольная кампания алкоголиков, там чернобыль. Чтоб было совсем понятно, стали отнимать деньги. А вот и «холодное лето» понюхайте. Будет вам оттепель, конкуренты противные.

Кроме всего прочего, стилистически «Холодное лето» китч. Это вестерн, снятый с нарушением жанра. Например, свойственная вестернам легкая эротичность в фильме вырождается в страшилки для сексуально озабоченных советских людей (амнистия извращенца Берии - это западная вседозволенность, секс, эротика, эротика это собачьи свадьбы уголовных зверей). Потом вестерн это героический эпос фронтира с образцово-показательным наказанием плохих парней. В «Холодном лете» один герой умирает и получает посмертное глумление («говорите, мой папа умер, а кто это? я никакого папы не знаю»), а второго всю дорогу бьют, а потом забывают. Девушку, которую он пытается спасти - насилуют и душат.

Это конечно логическое развитие советского рабства. Раб не может быть героем. Поэтому героев в советской культуре нет. Герой это персонаж, умирающий, но одерживающий победу и, вследствие этой победы, обретающий бессмертие. Геракл или Ахилл за свои подвиги были приравнены к богам и взяты на Олимп. Гамлет или король Лир умирают, но восстанавливают справедливость – «распавшуюся связь времен».

Советский герой получает в результате своей геройской смерти шишку. Вот и всё. Это в советской культуре считается героизмом, а описание получения шишки – «высоким искусством». Которым часто прикрывали художественную беспомощность произведения. Псевдомногозначительный «бад энд» это фирменный знак советского кинематографа и советский культуры в целом. Да и самого СССР.

Все очень просто. Христа не было - не было «смертью смерть поправ». В результате, что хотели, то получили. Шишку.


Интересно насколько жизнеутверждающ и позитивен перестроечный фильм 60-х «Живые и мертвые», где Папанов сыграл роль генерала-победителя Серпилина. А кончилось всё мёртвыми и живыми «Холодного лета». Где Папанов в контексте своей смерти смотрелся как зомби, а главный герой как зомби и был сыгран. С соответствующими погонялами – «Копалыч»-Папанов - «могильный червь» и «Лузга»-Приёмыхов - «оболочка человека». Ватник.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 487 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →