Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

118. У КАНТА ЧЕТЫРЕ НОГИ, ПОЗАДИ У НЕГО ДЛИННЫЙ ХВОСТ...

Юзер kuzmitsch спрашивает:

>Не могу понять: Откуда стремление(не первый раз)
>походя, невзначай упоминать Мамардашвили? Если у
>Вас конкретные "претензии" к нему/его работе/наследию
>- выскажите, а то уже скулы сводит, когда в очередной
>раз встречаешь какие-то намёки...
>Выскажите прямо.


Прошу понять меня правильно. У меня нет никаких претензий ни к грузинам, ни к армянам, ни к чеченцам, ни к любому другому народу. Каждый народ имеет право на существование, каждый народ уникален. К тому же для историка и грузины, и чеченцы, и, особенно, армяне представляют большой интерес. По этой причине эти три народа у меня, как историка, вызывают дажу симпатию. "Любимцы". Вот скандинавы, американцы или русские не интересны. Всё очень просто, понятно. Русские интересны только потому что я сам русский, ну и потому что русским, как (надеюсь) хорошо мне известным славянским языком, можно пощупать славян интересных - сербов, поляков и чехов.

У каждого народа есть собственная национальная, или, точнее, националистическая, легенда. В этом тоже нет ничего страшного. Было бы странно увидеть мартышку без хвоста или осла без длинных ушей. Плохо когда к мартышке приставляют ослиные уши. То есть берут грузинский националистический бред и используют его как доказательство величия русского народа.

Мамардашвили типичный государственный изображалкин. Философия была раздавлена в 19 веке объятиями централизованных государств. Пока "Дмитрии Евгеньевичи" жили в полисе, всё было нормально. На Гончарной улице в амфоре живёт Чудак. Или в домике на Тенистой улице. Можете посмотреть, поговорить. "Достопримечательность". Решили завести чудака в соседнем городе, наш чудак пришёл и его перечудил. Тот заплакал и умер.

- В нашем городе два моста.
- А в нашем три.
- У нас ратуша на 6 локтей выше.
- Ха, а у нас кренделя на всю округу славятся.
- Ну и что, крендель съел и забыл. Джованни Хромоногий глиняные свистульки делает вечные.
- "Свистульки". Сидите, город дураков. У нас Дмитрий Евгеньевич живёт. Иногда такое говорит, что даже и непонятно. От ума заговаривается.

А государство? С государством не поспоришь. Объяснит кто умнее быстро, кого надо умным назначит. Дмитрий Евгеньевич и не пикнет. Одно дело спорить с таким же Дмитрием Евгеньевичем, и совсем другое - с крепостной башней. Было такое государство на окраине цивилизованной Европы - Пруссия. Вроде как немецкое. Но немцы пруссаков не любили, считали тупыми славянскими метисами. Что в общем соответствовало действительности. Однако с точки зрения государственного управления Пруссия в 18 веке была новым типом общества. Как следствие - в военном отношении вырвалась вперёд. Появились деньжата, началась планомерная колонизация. И пруссаки решили стать умными. С этой целью в далёком провинциальном захолустье нашли Канта и превратили его в великого философа.

Кто такой Кант? Жил-был философ Юм. Даже не философ, а историк. Будучи совсем молодым человеком, как он сам потом говорил, в шутку написал "Трактат о человеческой природе". Если убрать многословие, излишнюю "систематичность" - то есть сделать поправку на контекст эпохи, - это ВЕЩЬ. Юм - МОЗГ. Книгу не поняли, хотя он её писал в расчёте на скандал. Далее он "трактат" сильно сократил, уработал и в таком виде он получила некоторое признание. Некоторое, но ВЕЧНОЕ. Далее он посвятил себя истории Англии.

Юм был настоящим философом. Философия это прежде всего интеллектуальный и филологический эксперимент. То есть настоящий философ философствует не совсем серьёзно. "Сурьёзно" люди молятся. Или детей делают. А мыслят они "вполпьяна". Ибо "свободное мышление", "эксперимент". А что будет, если представить, что материальный мир иллюзорен. Или что нет причинно-следственной связи. Или что есть Бог. По инерции, в безвоздушном пространстве идеального мира мысль проскальзывает до конца, подчиняясь простым математическим законам. Но "траектория полёта" выбирается произвольно и определяется критериями скорее эстетическими.

Юм был интеллектуальным чудовищем, забавлявшимся своими мыслями. И людьми, которые его окружали. После провала своей книги он не смог стать профессором в Эдинбурге и устроился опекуном к богатому шизофренику. А затем стал секретарём генерала.

Что писал? Да вот:

"Если мы верим, что огонь согревает или вода освежает, так это оттого, что иное мнение стоило бы нам слишком больших страданий."

Одно предложение, а смысла в нём три, причём каждая последующая интерпретация есть одновременное издевательство над предыдущей.

Писано ЧЕЛОВЕКОМ.

И вот через 50 лет в каком-то кривом "Кенигсберге" 45-летний богослов читает книгу Юма и на него снисходит озарение. Научные достижения к этому возрасту? Написал анонимно астро(лого)номический трактат, где доказывал, что все планеты солнечной системы населены разумными существами, причём чем дальше тем лучше: земляне умнее венериан, марсиане умнее землян, юпитериане умнее марсиан.

И вот после Юма на Канта снизошло озарение. Расшиб трясунец, начались глюки. Пруссии в очередной раз повысили градус (т.е. разрешили быть умными) и началась ВАКХАНАЛИЯ.

Статья в Брокгаузе о Канте начинается так:

"Основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию, должно быть разделено на два периода: докритический (или докантовский) и послекритический (или послекантовский). Согласно его собственному сравнению (с Коперником) Кант не открыл для ума новых миров, но поставил самый ум на такую новую точку зрения, с которой все прежнее представилось ему в ином и более истинном виде."

Между тем писаны произведения Канта устаревшим языком 17 века. Для времени Юма это простительный и понятный недостаток, для эпохи Канта - признак смешной отсталости. А главное в чём оригинальность-то? "Люди, я люблю вас", "нельзя объять необъятное". Сурьёзное и лишённое всякого юмора разжёвывание мыслей Юма полувековой давности (кстати, практически без ссылок).

Так кто таков Кант? Масонский дурак.

Забыть-выбрость? ЗАЧЕМ ЖЕ. Прекрасное пособие по идеологической жизни к.18, 19, да и 20 века. КЛЮЧ к очень многим явлениям. Отчасти - проявление германского национального характера. Да и в целом - неотъемлемая часть культуры. Как же можно изучать историю духовной жизни СССР без краткого курса ВКП(б). А тут речь идёт о германском субгегемоне 1871-1918 и (главное) об английском гегемоне 1815-1945. Без Канта никуда.

Какие у меня претензии к Мамардашвили? Ну, во-первых, Мамардашвили не Кант. Одно дело быть изображалкиным (т.е. изображать абстрактную интеллектуальную деятельность, отождествляемую с "умом" данного государства), в Германии, и совсем другое - в СССР. Во-вторых, есть замечательная страна Грузия, которая прямо-таки жаждет стать новой Древней Грецией. Мамардашвили перевести на грузинский и туда. Вслед за кахой. Зачем такой роскошный подарок? А не годится Мамардашвили на образцово-показательного ду..., извините, мыслителя. Кант позиционировал себя как верноподданного немца. А кого из себя изображал Мамочка? Даже не грузина, а абстрактного советского человека. Под русского его не заретушируешь. А в бурке и папахе будет гарцевать, как на коробке папирос - КАРТИНКА.

В общем в чемодан и в Тбилиси.

Это я говорю шутейно, намёком. Прямо, как ни просИте, не могу. Боюсь, зрение потеряете. Надо чёрные очёчки надеть. Помните, как утята высшей категории ходят? Все в чёрных очёчках. Берегут зрение ;-)
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 123 comments