Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

209. ПИТЕРСКИЕ ЗАРИСОВКИ

(Обращаю внимание юзеров, что в ветке №208 я поместил небольшой фотоотчёт о дне рождения.)

В Питер я приехал из Москвы на машине. Напряга большого не было, но ехали долго, более десяти часов. Два часа то-сё – остальное чистое время. Это много, ездить надо на поезде. В дороге два раза туда и один раз обратно штрафовали на стольник за превышение скорости. Всегда в районе нищей Новгородской области. Видимо, для аборигенов трасса - единственный источник доходов. (Внимание, ниже 2,5 мб картинок.)

Питер на въезде "приветливо" встретил следующим щитом:


По количеству и качеству рекламы город отстаёт от Москвы лет на пять-семь. Рекламных щитов мало, вывески невыразительные и маленькие. То же касается сервиса и всего остального. В пиццерии на Невском я пошёл с подносом на второй этаж, наверху ко мне подошли и заявили, что этого делать нельзя, здесь надо заказывать отдельно и т.д. и т.п. Разумеется никаких мер, предохраняющих от подобой ошибки не было. Типичный балкон без перил. Это касается всего – дорожной разметки, режима перехода через улицы, транспорта, табличек.

С другой стороны, кроме вышеупомянутого хамства, питерская реклама отличается некоторой "многоходовостью", что тоже глупо. Сейчас не помню конкретных оборотов, но что-то вроде знаменитого "Из тени в свет перелетая". Много забавных названий кафе и магазинов, типа "Халигали". Может кто из питерцев напомнит.

Из вывесок мне больше всего понравилась следующая:


Ещё магазин был, то ли "Лёгкие колёса", то ли "Быстрые колёса" :)

На родине таджикской девочки бросается в глаза фашизм:


В Москве скорее всего написали бы "российские рубахи". Слово "русский" в Москве так же царапает душу, как "еврей" или "сифилис".

Питер город большой, гораздо БОЛЬШЕ Москвы. Сколько-нибудь интересных зданий в Москве немного, а интересных улиц – раз-два и обчёлся. В Питере идёшь по длиннющей улице, состоящий из больших зданий 18-19 вв., устаёшь рассматривать. Сворачиваешь направо – такая же улица, дальше – ещё. Для взгляда москвича старых зданий, которых в его городе считали бы "выдающимся памятником архитектуры", гигантское количество. Глаз устаёт. Это действительно очень большой и старый европейский город, точнее перворанговая европейская столица.


Я жил в этом огромном шикарном доме, построенным в 80-х годах 19 века. Таких домов в Москве нет вообще. А в Питере это дом середнячок. Таких, по крайней мере не сильно отличающихся по классу, целая Пушкинская улица. А Пушкинская – улица как улица – таких много. Вот детали наружной отделки:


НО. Заходим в подъезд. Первое впечатление – едкий запах мочи и кала. Огромная парадная, больше похожая на церковь, зияет выбитыми окнами. Стены облуплены, перила ободраны или выломаны, видны ржавые коммуникации, валяются пластиковые пакеты с отбросами, кругом лужи мочи и куски кала, размазанного жильцами по всем лестницам. ЭТО НЕЧТО НЕВЕРОЯТНОЕ.








Между прочим, до революции это была пятизвёздочная (на наши деньги) гостиница "Пале-Рояль". Сразу после революции туда вселили железнодорожников с соседнего Московского вокзала и пошло-поехало. "Пропал дом".


Это небольшая часть грозди звонков.


"Система коридорная, на 48 комнаток всего одна уборная". К каждой лампочке свой выключатель, уборная, можно сказать, хорошая, зато к моему приезду сломался душ. Характерна реакция жильцов. Несмотря на копеечный ремонт, душ опечатали и стали ждать инспекции. Думаю, ждут до сих пор. Хозяйка предлогала починить душ для приехавшего Дмитрия Евгеньевича за свой счёт, ей сказали: нечего баловать коммунальные службы, тогда они вообще ничего чинить не будут. При этом, несмотря на ржавые трубы, сам дом построен монументально и простит века.

Внутри коммуналок поддерживается чистота, сама комната хорошая:





Это вид из окна на такой же дом напротив. Мне сказали, что домов с коммунальными квартирами вокруг большинство, фаза их расселения только началась. Поскольку, в отличие от Москвы, центр Питера большой и домов много, процесс затянется надолго. Кстати, в Питере детские сады располагаются в таких старых домах, что совсем нетипично для Москвы, где детский садик это маленькое двухэтажное здание с отдельным участком.

В общем я даже рад, что поселился в типичной питерской коммуналке. Стало яснее, как жили люди и до какой степени опущен этот несчастный город. Примерно до такого оскотинения довели бы захватившие европейскую столицу монголы.

Сам город настолько величественен и помпезен, что жалкими выглядят ВСЕ попытки хоть как-то начать на этом фоне обычную жизнь советских мышей. Вот как выглядит вход в Музей Собчака:


И смех, и грех. Внешне город сохранился поразительно хорошо. Не тронули даже маленькие часовни. Думаю, в 30-х позвонили ОТКУДА НАДО и вампирским замогильным голосом лорда-долгожителя прошамкали:

- Есть мнение Петербург не трогать.

Большевики и не трогали. Вот вход в здание артиллерийского музея:


Звезда-то есть, а наверху убийственное: "сие здание строили ЛЮДИ":





Кстати, снял в музее на память 206-миллиметровую пушчонку, точнее гаубицу. Пример кооперации Антанты. Модель английская, делалась в Америке, а поставлялась в Россию. Привезли в 1917 году.


Что касается Англии, то застали на Английской набережной фрегат "Сазерленд". По словам местных жителей, английские корабли заходят очень часто. Думаю, инсталлируют наших морячков в походных ложах. Военные корабли других стран – редкость.

Поскольку транспорт был под рукой, ездил я по Питеру много, мельком побывал почти везде. Больше всего понравилась то ли 22, то ли 23 линия на Васильевском. Типичный, абсолютный Питер:


Всё выстроено по линии, без просветов. Улица упирается в порт, где виден стоящий на приколе ледокол. Дует страшный ветер. Трава только пробивается (29 мая!), похожа на ягель.


На облупленных стенах зловещий призыв потомственных блокадников:


И тут же чисто питерский вопль любовного безумия: "Лена, ты мне нужна".


Таких надписей в Москве нет. У нас всё исписано американскими граффити, иногда спортивными речёвками и руганью. А вот так по-детски... Да ещё с питерским интеллектуализмом – с разным размером букв...

Этот безум метался по беспросветной "23 линии" как биллиардный шар. В других местах голубой краской выведены сердца, напротив ещё какие-то вопли. В общем, "бедный Евгений".


Вот надпись вполне московская, только это типичный ландшафт не окраины, а центра, что для Москвы невозможно. Я много снимал глухие безоконные питерские дворы, здесь вывешу только один (ибо вещь общеизвестная).


Какой-то бородавочник внизу примеривался, но куда – СТЕНИЩЩА.

Поскольку дома стоят впритык, часто на стенах видны силуэты умерших зданий:

Иногда кажется, что от дома, как от торта кто-то отрезал кусок:


Зелёненький домик слева – резиденция несчастного Курёхина. А напротив ресторан "Идиот", которое мне все дружно советовали посетить.


Ресторан как ресторан. Кормят не очень. Раскрашенный Лукич, спору нет, смешной. В ресторан меня пригласил режиссёр Виктор Косаковский. Это мы с ним сидим.


А это мы на фоне кинотетра "Аврора", открытого до революции. Кинотеатр красивый, Виктор сидит там в подсобке и монтирует свой новый фильм, так как домашняя линейка у него не работает.


Это он на месте действия знаменитого фильма "Тише". Виктор его целиком снял из окна своей квартиры (2 этаж сзади) и получил массу премий.


Это я на Ленфильме, в редакции киножурнала "Сеанс" . Члены редакции держат тома только что выпущенной киноэнциклопедии, где обо мне почему-то есть материал и даже портрет. Вообще я в последнем "Сеансе" печатался и только в Питере понял, что означает это слово. У меня в подсознании что-то вертелось уголовное и только на месте наступил момент истины.

Питер город совершенно уголовный. Я там провёл 4 дня и каждый день происходили встречи с прекрасным. В первый день мне на Невском чеченец предложил купить только что снятые с кого-то часы. Впечатление было такое, что через 10 метров я наткнусь на труп без часов. Ладно. На следующий день тоже на Невском ко мне подошёл громила и стал рассказывать жизнь: только что с зоны, у ребят общак пустой. Подошёл мой спутник и громила испарился. Время при этом было детское. На следующий день я снимал подьезд своего дома, зашёл в арку. Тут же к стоящему у подъезда спутнику подошёл очередной урка и спросил, как пройти в тюремное братство. Как только я приблизился - исчез. Мы поняли, что ходить надо как минимум вдвоём. К одинокому человеку, даже трезвому и в расцвете сил тут же начинают подбираться санитары леса. Я не из Цюриха приехал, всё понимаю, но в Москве такие гиштории происходят раз в год и на окраинах.

Молодёжь в Питере другая, даже с поправкой на фазу в 5-7 лет. Ребята выглядят как уголовники, одеты как уголовники, ведут себя как уголовники и, наверное, являются уголовниками. "Бандитский Петербург" снимался с натуры, в свою очередь явившись объектом подражания для десятков тысяч школьников. На питерскую молодёжь смотришь и всё ясно: школа-институт-работа, то есть пацанва-дело-первая ходка. Полная ясность во взоре. Я это к чему говорю: на уголовном жаргоне "сеанс" это онанирование над изъятой у дяди фраера фотографии жены или матери.

Одеты питерцы плохо, но это "5-7 лет". По сравнению с москвичами, они более низкорослы и некрасивы. Это меня удивило. Разумеется, встречаются красивые девушки, причём одеваются и красятся они немного по-другому, чем в Москве. Чаще носят юбки, и красятся под Барби.

Есть особый вид питерца. Это человек с правильными чертами лица, острым носиком, бледный и с какой-то грустью во взоре. Может быть его гложет понятная мысль: "Всё-таки не Москва" :) Такой официантке я дал на чай 50 р. в ресторане на Пятой линии, заявив что она, в моём представлении, классическая жительница Питера (что оказалось правдой). Меня спросили, а какие москвичи. Я машинально ответил: весёлые круглолицые хамы. По сравнению с питерцами, пожалуй, так и есть. Людей я, к сожалению, снимать стеснялся (незнакомых), а это в любом городе самое главное.

Из знакомых лучше всего удался портрет Косаковского.


Я считаю, это моя лучшая фотография, снятая в Питере. Это лицо профессионального охотника или хищника. Косаковский снимает меня 15 лет с нечеловеческим упорством. Мы познакомились после премьеры его первой ленты – о Лосеве. Он мне сказал: я снял смерть философа, а теперь хочу снять жизнь философа. Всю. И снимает. Внешне Виктор добродушный ласковый медвежонок с тонким голоском. А глаз – алмаз. Он агонию собственной матери снял.


Ну да у нас на охотников тоже стволы имеются.


Косаковский вывез меня к морю. Первое море за 30 лет увидел, а Балтику так вообще в первый раз. Красотища, и волны настоящие. Всегда хотел жить у моря.


А у моря вот такое кафе стоит. При желании можно тасовать асоциации и выкладывать то так, то этак. Типа – "хотели окно в Европу и получили". Косаковский сказал, что это место питерских стрелок, здесь первую встречу Бодрова с уголовниками снимали в "Брате-1". Хотя дома подходят к самому берегу, никакого пляжа там нет – лежат куски выломанного асфальта. Очевидно русские народ сухопутный и в упор не видят моря. Думаю тут и ещё причина. Практика показывает, что столицу у моря никогда не делают. Это нонсенс, характерный для колониальных стран. Также для колонизации крайне характерно использование находящихся в непосредственной близости от берега островов. Сначала на острове делают опорную базу, там оставляют суда и идут вглубь. В этом смысле местоположение Санкт-Петербурга вполне логично.


Нева, конечно, впечатляет. Мощная вещь.


Что касается портретов знакомых, тут же на набережной сфотографировался с приехавшим из Москвы Вознесенским и переехавшим из Москвы Курицыным. Типа обсудили на фоне сфинкса ряд утиных и околоутиных тем. Курицына я увидел впервые. Он оказался милым человеком с заспанным русским лицом. По-моему, дела у него в Питере не очень клеются и он жалеет, что уехал из Москвы.


Тут же и расписался в какой-то пушкинской книге. По-моему, прекрасный памятник Галковскому в Петербурге: остроумный пигмей чертит свои маргиналии на полях классика. Отлить фигуру в бронзе 1:1 и ладушки. В случае чего – дарю идею. Роспись настоящая, только карандашом.


Встретился в Питере с Владимиром Дворецким. Раньше он работал в Колпинском психдиспансере, всё грозился подарить мне смирительную рубашку. Теперь занимается изданием православной литературы и какими-то околоцерковными делами. В своё время составил указатель к "Бесконечному тупику". На мониторе, между прочим, ЖЖ.

Ну, знаю, заждались. Будут вам утки, будут :o)


Вот, плавают в прудике в Летнем саду. Близнецы-братья.

Летний сад напомнил мне Париж. Скульптуры точно такие же – милое начало 18 века, сделали, разумеется итальянцы. В Москве с её сделанными в 19 веке "древностями" такого нет и впомине. Питер ещё город гораздо СТАРШЕ Москвы. Тут полно зданий 18 века. И старина настоящая. Вот трогательная "Аллегория быстротечности жизни". Прекрасная женщина, на шее шарфик из морского гада с щупальцами:


Рядом честная табличка:


Вот так вот, ребята. Рядом другие скульптуры. Таблички: "Флора? Скульптор такой-то? Начало 18 века?" Это богатые вещи, стоящие в центре современного им города. За 300 лет быстротечной жизни люди забывают ВСЁ.


Сами скульптуры явно настоящие, с невыдуманной постановкой. Сначала лепится голова, потом к голове придумывается поза. Тело – жеманная подставка к кувшину головы. Очень трогательно. Уже в конце 18 делали совсем не так. Это конец 17 - начало 18. Лицо – напудренная маска. Солнышко.

В общем в парке я отдохнул. Мемориальные доски в Питере тоже попадаются любопытные. Город революционный (единственный во всей России), там красная плесень органически росла и пахла. Местные что росло и пахло не замечают. Всё равно, что стал вам одессит рассказывать:

- Божечка мой, кто не знает Цыпу Срульмана. Цыпу Срульмана знала вся Одесса. Сейчас таких людей нет и не будет никогда. Если бы его не убил Моня Самуэльсон, Цыпа показал бы себя и у Европе.

Жванецкий заливается, а вы незаметно проверяете карманы и пробираетесь к выходу. Как Вам такая "мемориальная доска":


С Парвусом приехало четверо из Лондона – шапокляки, брюки-дудочки, в карманах кастеты-пистолеты... Конторщик стал подниматься из-за стола:

- Господа, позвольт...

Ба-бах!

- Кащьмары, кащьмары, кащьмары.

"Явочным порядком".

В тандем интересная особенность современного Петербурга. Там все забегаловки и магазины крышуются ОФИЦИАЛЬНО. На двери обязательно висит табличка типа:


Ну, что ещё сказать. В Питере не любят Розанова. Мне быстро называли памятные места, связанные с Достоевским (кумир), Блоком, Ахматовой, Набоковым... На все вопросе о доме Розанова (я спрашивал человек десять), все недоумённо пожимали плечами.

С точки зрения архитектуры Петербург мне показался стоящим посередине между Москвой и Парижем. Может быть потому, что я в других мегастолицах не был. С точки зрения культурной, как я говорил, Москва впереди на пять-семь лет, причём лет ПЕРЕЛОМНЫХ. Это другая эпоха. В Москве нет пьяных. Пьяный это бомж. В Питере полно алкашей периода застоя. Вечером масса людей ходит шатаясь, половина покупателей в магазинах – пьяные. Я впервые за много лет услышал классические пьяные песни-бормоталки: "та-рара", "на-нари-нанай". В городе, как в Москве начала 90-х, полно иностранных вывесок (у нас они давно запрещены), но надписи на заборах как правило русские, никто не говорит по-английски. В Питере совершенно невозможно представить сценку, виденную мною на Чистых прудах буквально сегодня: на лавке сидят четыре студентки и поют английскую песенку.

Кажется в Питере нет московских супермаркетов и явно нет системы ресторанов и кафе для среднего обывателя (типа "Му-му"). Второклассные "Ёлки-палки" только что открылись на Невском. Эта московская харчевня считается дорогим рестораном и существует в единственном экземпляре.

Интернет-связь в Питере жуткая. У меня было 9600. У Дворецкого 14000. Выделенок нет, поэтому полным-полно процветающих интернет-кафе. Как известно, интернет-кафе в Москве умирают, туда ходят уроды. В Питере это модное место.

Ландшафтный дизайн находится в жутком состоянии. Это фаза Москвы 15-летней давности и то говорят, что жизнь сильно улучшалась после 300-летия. При этом Москва не эталон. До парков Парижа ей пахать лет 20 и тоже "переломных". Хотя в Питере есть типичная "парижская стрижка", не встречающаяся у нас:


...правда с небольшой поправкой. В Париже деревья без листьев стоят два месяца, а в Питере – восемь. Это снято в самом конце мая – посмотрите, ни одного листочка.

В целом город поражает своим ЗВЕРСТВОМ. Думаю тут не только "фаза", но и природные свойства жителей – следствие убийственного климата и деревенского происхождения "неопитерцев".

Я застал "День города". После вялотекущего "шествия ликующих колонн", призванного замаскировать кражу городского бюджета, Невский объявили пешеходной зоной. Выглядело это так. Длинный, уходящий в бесконечность проспект. По нему идёт почти бегущая толпа с плотностью один человек на 10 квадратных метров. Наверху натянуты трёхцветные флажки и металлические растяжки "С днём города!". Яркое солнце. ДУЕТ ВЕТЕР. С точки зрения москвича – ШКВАЛ. Холодно (градусов 11). Народ "гуляет", девчонки выставили пупки. Как и следовало ожидать, шквал срывает растяжку. Металлический лист длинной в несколько метров по диагонали падает на головы питерцев. По счастливой случайности никто не пострадал (если бы ударило ребром – перерубило человека надвое). Народ, как ни в чём не бывало продолжает тупо и бесцельно идти дальше. С той же скоростью – родители, дети. Думаю, если бы человека перерезало, через него бы перешагнули: "Ну что, неповезло чуваку. Бывает."

Поразило метро СО СТЕНОЙ между пассажирами и вагонами. Вагон останавливается, двери в стене открываются, как в лифте, народ входит в вагоны. До такого изыска не додумались даже голливудские режиссёры в футурологических страшилках. К тому же первая станция, на которую я попал, Маяковская, была выдержана в кроваво-красных тонах. О ходе мысли строителей можно догадываться с замиранием сердца. "Склонные к суициду петербуржцы заваливают рельсы своими телами." Или: "при наводнении станции отсекаются от тоннелей, по которым несутся всё сметающик потоки воды". Сеть станций метро очень редкая, думаю, в большинстве случаев питерцам необходимо доезжать до нужного места на наземном транспорте.

Даже в центре города ночью по-гришенски темно.

Обо всём этом можно писать бесконечно, только... только, полагаю, по сравнению с другими городами России в Питере гораздо лучше и культурнее. На обратном пути я с попутчиком остановился на краю Твери. Машину поставили на берегу Волги, попутчик решил искупаться. Ну, купается, я снимаю ландшафт. Он вышел, стал снимать тоже. У меня цифровик простой, издалека похож на мыльницу, а у него - навороченный, издалека похож на кинокамеру. Смотрим, по служебному пути, проложенному внутри автомоста, с того берега бегут 15 подростков. Мы сначала не поняли, сели в машину, въехали на мост, смотрим вниз, а они стоят на нашем месте и руки кусают. Это ДВАДЦАТЬ МИНУТ. В Питере случай - раз в день, а в Твери – раз в полчаса. Посему думаю, Питер сейчас подлинная столица России. Как и положено столице – попродвинутей, покультурнее. Но без отрыва.

Москва ушла в отрыв далеко и надолго. Я уже на подъезде к Москве наткнулся на огромный торговый центр в Химках – несколько ресторанов, супермаркетов, кинотеатр, внутри эскалаторы с подогревающимися перилами, тут же увидел какой-то супер-пупер-кадиллак красного цвета, забыл название. Вот крохотная часть чуда:


А в Питере полно "запорожцев". Я их в Москве несколько лет не видел.

В общем ничего съездил. Познавательно. Жаль только собираться пришлось в полной спешке. Оказия была: или в ближайшие полчаса, или через полгода. Поэтому я многое упустил, например оставил в Москве координаты питерцев-жижистов.

Город мне понравился. Если местами я написал резко, так учтите, что это "импрессион". Я вижу всё верно (ибо реалист), но гораздо резче и ярче. Сделайте поправку. Даже в новых домах Питера есть особый питерский стиль – нечто прямое и монументальное. В центре города стоит большущая мечеть с минаретами. Казалось бы. А всё равно видно – сделано и стоит ЗДЕСЬ:


Ну, а напоследок фото, сделанное на северной окраине:



...город весь прошли,
И последней улицы название прочли,
А название такое, право, слово боевое ;)
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 141 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →