Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

Categories:

483. МИНСК-3. РЕСПУБЛИКА РАЗНОСТАЙНЫХ КУЛЬТУР




Сие чудное определение я увидел в фойе национальной библиотеки Белоруссии.

Новое здание библиотеки только что построено и издалека похоже на гигантский узел какого-то нехорошего производства. То ли на комбинат №7 минсредмаша, то ли на АЭС.


Вроде бы изначально это задумывалось как «гыгантскэу крыштал», но зеркальные стёкла заменили на тонированные, и получилось как всегда. Впрочем, и в виде кристалла здание выглядело бы в лучшем случае по лужковски.


У мрачного входа начертаны мудрые мысли великих разностайных белорусов. Слева - в контексте мировой культуры, справа - в контексте многонациональной культуры Белоруссии.


Пестрота правой части призвана маскировать мультикультуризмом наличие многочисленной и униженной русской общины. Как видите, есть только одна русская надпись русскоязычного белоруса Достоевского, лаконичная в своём идиотизме. Мне много раз перечисляли народы Белоруссии, к каковым относили литовцев, поляков, евреев и татар (последних подчёркивали сладострастной жирной чертой). Русских же всегда «забывали». Напомню, что в Белоруссии русских больше, чем всех других меньшинств вместе взятых, причём с большим отрывом.

К чести белорусов ни одного хорошего слова про эту библиотеку я от местной интеллигенции не слышал. По-моему, это «действующий макет» библиотеки. Фонды там бедные, планировка нелепая.


Например, гардероб сделали со стеклянным потолком, на котором и стоит делегация провинциалок. Кажется учительниц. Все одеты в брюки, сами подумайте почему. Экскурсовод нам ничего не сказала о системе электронных каталогов, не показала как хранятся книги и как пользоваться библиотекой. Зато водила вдоль стен и объясняла какие-то нелепые картины уровня провинциального польского городка. «А вот, посмотрите, какая ещё красивая картина».


Вот это, оказывается, местная Жанна Дарк. Белоруссия это гигантское средневековое государство а ля Франция.



А это совсем унылый бред: слепой акын воспевает доблестных красноармейцев.


Такое же «искусство» нарисовано в виде гигантских панно на стенах типовых зданий вокруг библиотеки:



Гагарин в космос летал, Бога не видел.


В общем, НББ – типичная показуха для туристов. «Самое высокое здание в нашей просвещённой республике – библиотека». Кроме всего прочего, лукашенковские агрономы занимались поборами с интеллигенции. Из зарплаты у населения насильно вычитались деньги. На собранную (изъятую) сумму вполне можно было бы модернизировать и компьютеризировать старую библиотеку, находящуюся не на окраине, а в центре города (в опасной близости от президентского дворца).

Похоже, уровень компьютеризации и новой библиотеки оставляет желать лучшего. Первое что я там увидел – шкафы с бумажной картотекой. На их фоне сидел дряхлый пенсионер и читал «Вечный зов». Это был единственный читающий человек, который попался мне на глаза.

НББ построили люди, которые библиотеку видели, но никогда библиотекой не пользовались. Для них это внешний, а не внутренний объект. Таящий внутреннюю угрозу и неприятный. Тяжёлое, дорогое охотничье ружьё, издалека на стене выглядящее солидно, но из которого не подстрелишь и воробья. Агрономы-инопланетяне поставили на стол городским «еду»: кусок искусственного жира метр на метр: «Вы же хордовые, питаетесь органикой, вам понравится».

Все надписи в библиотеке сделаны только на белорусском, а шар – слепой подвал, куда никого не пускают. Это хранилище книг, читальные залы расположены в фундаменте. Несчастные ходят вокруг горницы без окон без дверей и бьются о свой выдуманный язык, ограждая им себя от мира культуры.



Ад белорусского языка.


Кстати за рубежом крупнейшей белорусской библиотекой является Библиотека им. Франциска Скорины в Лондоне. Учреждена в 1969 году. Думаю в сём уютном домике всё функционально. Заботливая бабушка подумала о своих далёких (недалёких) подданных заранее и со знанием дела.

В НББ реальную ценность представляет не белорусская экзотика, а некоторое количество еврейских книг 18-20 вв. На это есть зарубежный спрос. Поскольку библиотека объект в первую очередь туристический, спрос люди чувствуют, на витринах выставлена масса изданий:


Евреев в Минске мало, говорят, они все уехали из Белоруссии в начале 90-х. Какого-то антисемитизма местного населения я не заметил, но, похоже, что белорусы евреев похоронили. Точнее, так: похоронили, оплакали, но боятся, что крышка гроба поднимется и счастливо умерший вернётся. А вещи уже распределены. Кроме того у умершего есть богатые родственники за границей, могущество и значение которых неимоверно завышается. Завышается и привязанность родственников к умершему. Идеальное состояние еврейского вопроса для белоруса это ходить с указкой перед носильными вещами евреев столетней давности и за деньги объяснять их охающим и ахающим американским туристам с тугими кошельками.

Об уровне понимания трофейной культуры белорусами судите сами – если приглядеться, то половина книг на стендах стоит вверх ногами :))

***

В Минске я посетил два небольших музея. Я искренне убеждён, что музеи для любого государства штука вредная. Спасение - в их скуке для обывателя. Нормальный человек приходит в музей не сам, его тянут туда за руку (школа-профсоюз-турфирма) и прогоняют по тропинке унылого объяснялова. В результате на уровне сознания он не видит ничего, а подсознательно - закрепляет предписанные ему государством прописные истины.

Но если посмотреть на музей как на мучительную судорогу дебила, который пытается что-то вам «представить», то информации там уйма. Даже если это музей турецких кукол. Важно заранее дать подножку написанному для вас сценарию, а во-вторых, расслабиться и настроится на лад созерцательный. Дебила вы всё равно ни в чём не убедите, к тому же дебилом здесь является не экскурсовод, а тот, чью волю он выполняет. Любая, самая незначительная подборка «вещей под стеклом» просто орёт. Это тот случай, когда чтобы услышать, надо увидеть. Например, театральный музей в Минске меня поразил обилием орденов и мундиров.


Вот парадный костюм местной артистки конца 40-х годов, в разгар джанджавизма.


А это иконостас киноактёра Ерёменко-старшего. В том числе удостоверение заслуженного работника МВД и «отличника милиции».


Тут же висит «партизанская» бумага (отпросился на фронт в 15 лет, попал в плен, бежал, партизанил на территории Германии (!)). Без комментариев. «Умному достаточно».


В промежутках между подобного рода культурными документами развешены «народные белорусские инструменты», похожие на средневековые орудия пыток.

Вот носик-ротик-оборотик и история «белорусского театра». Вроде бы пыжились люди сказать одно, а получилось совсем другое. ПРАВДА получилась. «Откуда растут ноги».

Местные звонят, что здание театра раньше принадлежало местной ложе, «да и сейчас собираются».


Мне понравилось граффити на выходе из музея. Хотел даже пост так назвать: «Язык-танцбол». «Танцевально-большевистский». Картина Налбандяна: «Джанджава танцует бульбу на паркете кремлёвской дачи Джугашвили в день присвоения звания генерал-полковника».

Вторым музеем был музей «Первого съезда РСДРП». Про историю партии он мне ничего не сказал, да и не было никакого «первого съезда». Русские «зоциальдемократы» начали сразу со второго, причём и «второй учредительный» был наполовину фикцией. Троцкий признался, что представлял на съезде им же выдуманную организацию.

Более того, даже скудные и косвенные истпартовские материалы, находившиеся в стенах будто бы бережно сохраняемого здания (построено после войны на другом месте) из музея исчезли. Видимо, украшают музей «Паолей Циона» в Израиле. Это в лучшем случае.

На голых стенах висело несколько плакатов и документов эпохи, экскурсовод молотила бесполую чепуху. Всё коммунистическое было из текста лекции вымарано, а осталось... ничего не осталось. Набор слов, прикрывающих нелепое напёрстничество. Нелепое, ибо бесцельное.

Ну зачем надо было ныть что «при царизме рабочий зарабатывал 15 рублей, а чиновник 2400». когда из тут же висящей (и крайне тенденциозной) бумаги явствовало, что оплату рабочих надо умножать на 12:


Однако, ДАЖЕ В ЭТИХ УСЛОВИЯХ, казалось бы, абсолютного вакуума можно почерпнуть ряд колоритнейших деталей ушедшей эпохи. Про заработки я сказал. Теперь кто работал и как.

На стене висел документ – рабочая книжка.


Как вам барышня-крестьянка? Дело не в простонародном типаже, облачённым в чистое городское платье, дело в статусе. В графе служба/должность написано: ЖЕНА ЧЕРНОРАБОЧЕГО. Вот так мучились при царизме трудящиеся. Даже чернорабочий мог содержать неработающую жену, у которой как у генеральши был социальный статус: «чернорабочша». А с какого рожна её регистрировать РУКОВОДСТВУ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ? Очевидно, ей полагались какие-то льготы и выплаты. Мучились, мучились люди от непосильного труда.


Кстати о труде. Вот плакат 1920 года, воспевающий достижения советской власти. Что делали рабочие 1 мая до революции? Читали газетки, ходили руки в брюки, точили лясы. А что они делают после революции? Правильно – без продыха вкалывают на родное государство. Ударным бесплатным трудом отмечая прекрасный пролетарский праздник.

А вот свидетельство общего милосердия эпохи по отношению к Несчастным. Съезд проходил на квартире инженера Румянцева, на стене висел его аттестат:


Посмотрите на оценки. «Пять» – это «отлично», «четыре» - «очень хорошо», «три» - «хорошо». Ну не гуманизм ли? И кончил он с формулировкой щадящей: «по второму разряду». За что, будучи мещанином, получил личное почётное гражданство.

В конце осмотра я расписался в книге гостей, что-то типа «Спасибо за труд по сохранению исторической памяти». Экскурсовод расплылась в улыбке: ой, у нас много из Москвы приезжают. Недавно был генерал милиции, очень хвалил сохранность помещения. Сказал что он внук того самого Румянцева. И фамилия сходится.

Так что не знаю, жив ли музей. Может генерал уже живёт. Отдельный домик в центре приватизировать - плохо ли. Вот вам и реституция. Как у взрослых.

***

Одной из целей моей поездки в Белоруссию была инсталляция филиала клуба «Real Life». Мероприятие прошло в ресторане «У Матильды» в милой домашней обстановке.



Ресторан утиный. Тема уток неназойливо цитируется в интерьере.




А вот якобы абстрактная картина, под которой я сидел. Взгляд информированного человека сразу наткнётся на жёлтый квадрат, а человек понимающий по чёрной каёмке определит и ранг заведения.


На инсталляции одним из юзеров мне была подарен утиный клейнод: совок для обуви, украшенный утиной головой. Если клейнод головной организации в виде утиной трости показывает, что утиное движение это опора и средство социальной обороны, но клейнод филиала явно указывает на то, что утята являются мощным орудием обувания людей.



Молодёжь осматривает вещь. Будет кому передать бразды правления.



А это мы все на выходе. Пьяненький Дмитрий Евгеньевич держит клейнод на пальце – тут плохо видно, правда. Поскольку организация тайная, то глаза у всех скрыты. Вообще, чтоб вы знали, RL сам по себе не является ни утиной организацией, ни организацией галковскоманов. Это просто клуб жежистов, которые хотят продолжить общения в реале. Я по мере сил стараюсь им помочь, то есть выступаю передаточным звеном. В принципе я буду считать свою миссию выполненной, когда в один прекрасный день приду на очередное заседание, а кто-то из новичков спросит соседа: «Это кто?.. Галковский? А кто это?»

Ну-с, вот и всё. Многое осталось за кадром. О чём-то говорить пока рано, о многом уже поздно. Были моменты смешные, были трогательные. особенно запомнился галковскоман, приехавший на встречу из другого города. У него записаны мои старые выступления, мы едим в его машине, он включает радио, а там Дмитрий Евгеньевич своё обычное:

- Его и убили. А что делать. По своему правильно, на два метра под землю. Надо понимать.

Юзер, подаривший клейнод, оказался из Америки, подвозил меня до аэропорта и приглашал в гости осенью. Может, получится. Так конец одной поездки рождает начало другой...

(На этом я не закрываю белорусскую тему. Будет ещё один пост, «Минск Разделочный», в котором я отвечу на некоторые вопросы, возникшие в процессе дискуссии.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 181 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →