Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

724. ПИРОЖКИ


За время моего недолгого отсутствия в ЖЖ, приготовленные Гельманом пирожки успели покрыться румяной корочкой.

Во-первых, за Пермью прочно закрепился тот имидж, который был способен дать этому городу (русскому, старому и вполне симпатичному) не по годам умный «Марат Александрович».

В Татарии случилась катастрофа – затонул пароход «Булгария». Погибло более ста человек, в том числе много детей. В регионе объявлен траур.

Казалось бы, при чём тут Пермь? Но Пермь теперь будет при всём и всегда. Утонет турист в Тайланде, люди будут спрашивать – не из Перми ли часом?



«Булгария» в Перми. На первом плане лозунг, придуманный Гельманом для пермяков.

Татарская «Булгария» принадлежала пермскому пароходству, на что сразу ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ. В стиле, а-а, ПОНЯТНО. http://abstract2001.livejournal.com/1387035.html Так и пишут: «Опять эта Пермь, проклятое место!».

А кстати есть ли «проклятые места»? Поскольку человек существо рациональное и последовательное, то есть и ещё как. Продается в самой передовой и цивилизованной европейской стране дом. Цена – в два раза меньше обычной. Почему? А потому. Жила тут семья, ребёнка задавил сосед. Семья съезжает, дом продаёт. А никто не берёт. У дома «история».

Захотели люди поездить по северной России. В Ярославль съездили, в Киров. А в Пермь не стали. Ну её. Как говорится, неровён час. Что у людей ассоциируется теперь с этим городом? Пожар в «Хромой лошади» и «какашка Гельман».

Причём такой бренд надо получить, это не так просто. И оплатили его пермяки из своего бюджета. Втридорога.

Второй пирожок. Как я понимаю, гельмановская возня, по мысли местной администрации, должна была привлечь к передовому городу внимание Москвы. Привлекла. Губернатора Чиркунова начали поливать грязью по ЦТ, изображают самодуром и взяточником. Пророчат ближайшую отставку.

Гельман успокаивает: «Не бемс, всё путём. Прорвёмся. Враги будут посрамлены».

Может быть. Только зачем такая борьба на пустом месте? Заказывали-то красивый распил и «превратим Пермь в симпатичный европейский город». А в результате получили суды и хоррор.

Стоил человек дом, речь шла о стройматериалах и коммуникациях, а вдруг стройматериалы превратились в баррикаду, из которой хозяин лупит из двустволки по банде налётчиков. Его из-за поленницы бригадир подбадривает:

- Не дрейфь, фраер, прорвёмся.

Но, постойте, вроде, первоначально речь шла о другом. Гемютный домик, садик. Лавочки.

ХУЯВОЧКИ!

Как вы думаете, что Гельман выберет из следующего списка предметов: воздушный шарик, зайка с барабаном, ведро с кровавой харкотиной, ёлочка, кубик Рубика, ржавая бритва, флакон одеколона, велосипед, чашка, стул, карандаш, зонтик, фотография Мерилин Монро, кусок дерьма, яблоко?

Он возьмет фотографию, изрежет её бритвой, бросит в харкотину, сверху зальёт одеколоном и добавит дерьма.

В ста случаях из ста. Потому что как раз поведение больного человека предсказуемо абсолютно. Это робот.

Но разве инсталляции обязательно должны крутится вокруг темы садизма и экскрементов? Это есть, но это 5% современного искусства. А в РФ 50%, а в героические 90-е - 90%. Хотя почему бы не взять для абстрактной композиции зайку, велосипед и яблоко? Или шарик, ёлочку и зонтик? В Лондоне несколько лет назад была замечательная инсталляция – огромный круг солнца. Люди приходили зимой в зал и под ним лежали. Пользовалось бешеной популярностью.

Зачем непременно возвращаться в битому стеклу и блевотине?

Для первоначального эпатажа, когда молодой щенок тянется к кассе, можно и струю пустить в прыжке. От нетерпеливого темперамента и от обиды, что не замечают. Но когда человек «сделал дела», и его приглашают на культурный, тихий, цивилизованный распил... Ну, покрыл бы пермские газоны цветами, расставил в школах аквариумы с рыбками. Нет, получайте проклятые обыватели в лоб яблоко из кирпича. НАТЕ! За поломатую жизнь, за тараканов в голове, за уродство, за бездарность.



Нью-Йорк это яблоко. Пермь – тоже. Только надкусанное, гнилое и из кирпича.

Но разве бедные пермяки в этом виноваты? Да и вообще русские? Русские предоставили Гельману все условия. Забыв и про местных пермяков, да и про русских вообще. «Твори, выдумывай, пробуй. Это твоя страна, твой мир, твой день». Есть люди, который выразились на 5%. А есть на 105% Гельман выразился на 500% Каждый его чих, каждая сопля были мгновенно растиражированы на всю Россию. Мол, наслаждайтесь дорогие россияне гением и его гениальными мыслями.

Почему же мысли-то всё такие убогие – мусорщицкие и помоечные?

Думаю дело тут не только в личной патологии.

Окончательное рождение мировой массовой культуры произошло в 60-е годы. И знаете, почему именно в это время? Пластмасса. В 60-е народу наштамповали дешёвые кресла. Каждый мог купить чудо за 9 баксов и развалиться в своё удовольствие. До этого кресла были у 5% людей, а у 20% дома не было даже стульев. Сидели на табуретках, а то и на ящиках. Всю жизнь.

По столетней привычке революционеры 60-х ещё орали политические лозунги, но это было бессмысленной устаревшей обёрткой наступившего «блю апа». Про молодых Битлов ещё можно было скрипеть:

- Ну как… Молодёжь. У них это накипело. Песни протеста. Поколение послевоенное – отцы на фронте. Протестуют. За мир, значит.

Аббы и Бони-Эмы уже пошли а ля натурель, без протеста.

- А вы чо тут делаете?

- Да собственно ничего. Танцуем.

- А зачем?

- Да так просто. Весело.

Это и есть массовая культура. Она была всегда, но в 60-е стала государствообразующим элементом.

Пока сидишь на ящике, развалившегося в кресле хочется подвинуть. Когда развалился сам, пускай в пластмассовой штамповке, вставать кого-то поправлять уже не хочется. Лень. То, что люди миллиарды гребут лопатой, конечно обидно. Но не до такой степени, чтобы что-то делать. Это не залив водой от соседа сверху, и не дрель в 4 часа утра. Так - за стеной детишки бегают, сосед курит на лестнице. Потерпим.

Массовая культура подчёркнуто аполитична. Это и делает её «массовой культурой» - приятной декорацией и обёрткой реальности.

Теперь что произошло в РФ. Конец восьмидесятых, концерт. Выходит конферансье:

- Товарищи! Много десятилетий нам долбили про партийное искусство. Но искусство, товарищи, оно вне политики. У него задачи свои – эстетические.

(Аплодисменты.)

А теперь, товарищи, давайте послушаем настоящее искусство. Как на Западе.

(Тишина. На сцену выходит Пригов.)

Вот придет водопроводчик
И испортит унитаз
Газовщик испортит газ
Электричество — электрик.
Но придет Милицанер
Скажет им: Не баловаться!

(Кланяется, уходит. Снова выходит конферансье.)

- Товарищи! Что нам хотел сказать замечательный советский поэт-нонконформист Пригов в этом стихотворении? Самым ярким воплощением Власти в его поэзии стал Милиционер. В своём цикле поэт фактически идентифицирует власть поэтического слова с властью государства. Милиционер, даже «Милицанер» здесь мифологический культурный герой, как у великого Аверинцева. Что мы имеем в этом стихотворении? Товарищи, в качестве представителя государства приговский герой выбирает не Вождя, не Героя, а именно Милицанера — самого низового, т.е. самого близкого к маленькому человеку, представителя власти. Пригов смотрит на богоподобного, всевидящего Милицанера снизу вверх. Могущество Милицанера определяется тем, что он принадлежит создаваемой Властью метафизической реальности чистых идей, где торжествует Порядок, где нет места хаосу. Он, товарищи, мифологический медиатор, представляющий высшую реальность в несовершенном хаотичном мире, где прописан (долой институт прописки!) маленький человек. Существо Власти, по Пригову , именно в том и состоит, что она наделяет языковые формулы, иллюзорные представления об идеале, абсолютной гармонии и порядке метафизической реальностью. Так Пригов борется своим искусством за…

И та-та, и та-та.

А что в подоплёке? В чём тут отличие от советской культуры? Да ни в чём. Это и есть советская культура. Когда никакой массовой культуры нет. Есть культура для масс. «ДЛЯ» это и есть совок.

Сейчас принято сетовать на засилье массовой культуры в российских СМИ. Да господи ты, боже мой. Покажите мне массовую культуру! Её нет. Всё, что идет через официальные СМИ, насквозь идеологично и всегда преследует утилитарные политические цели. Галкин поднялся на передразнивании политических лидеров. Затем он огламурился и перестал их передразнивать. Но это сделано тоже по политическим соображениям.

Какой Гельман галерист и представитель поп-культуры? Это политический интриган самого мелкого разбора. И круг знакомых Гельмана (как и ранее Пригова) это не столько художники-поэты-музыканты, сколько люди «из горисполкома». Плюс, - по специфике работы - «из милиции».

Гельман СТАРЫЙ. Он человек из советского прошлого, современный мир для него тайна за семью печатями. И всё общество РФ, не смотря на потуги молодящегося Медведева – это общество РЕТРО. Идеологически на дворе где-то западный 1970 год. Вроде массовая культура уже есть, но носить прикид ещё не научились. Хотят инсталляцию, а получается заседание парткома.



Никакой политики! На крыше пермского законодательного собрания изображён безголовый коммунист-депутат, бездумно голосущий от имени крези-рашен против аполитичного художника Гельмана. Чего тут обидного для пермяков и их депутатов? Надо вам, русские ослы, учиться толерантности.


Почему в Перми пошли красные человечки? А это Гельман продолжает выполнять советскую установку 25-летней давности о борьбе с коммунистами. Безголовые человечки бездумно голосуют за партийные решения, Гельман их расставляет и следовательно борется и обличает.

А в ресторанах не борются и не обличают. Там едят. Кто мешает, того выводят за ухо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 247 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →