В Монтрё наша гостиница была рядом с гостиницей Набокова – Монтрё-Паласом. Это два жёлтых здания справа в стиле модерн. Зеленый квадратик слева – небольшой скверик, где стоит памятник работы скульптора Рукавишникова, его дальнего родственника.
Палас стоит на самом берегу Женевского озера-моря, а наша гостиница - ещё ближе, почти в воде. На фото не получилась панорама. Если посмотреть чуть левее, то открывается вот такой вид:
Погода в Монтрё была фантастически тёплая и солнечная, где-то +13.
Завтрак в гостинице.
Монтрё считается джазовой столицей Европы, там проходят знаменитые фестивали. Первое что мы увидели в фойе гостиницы – маленького китайского мальчика, игравшего что-то академическое на рояле, в окружении сверстников. Видимо был какой-то конкурс.
Поэтому Набоков сидит в окружении памятников неграм-джазистам и выглядит всё это довольно комично. Или символично. Набоков от них брезгливо отворачивается.
Ло, оставь Владимира Владимировича в покое!
Набокова принято считать аристократом, это не совсем так. Его мать была из семьи старообрядцев, то есть брак родителей походил на брак английского лорда и дочки гонконгского/голкондского купца. В эмиграции ситуация была отполирована до блеска самим фактом эмиграции, а также блестящей женитьбой на невозможной «Слоним». Это уже человек в белой рубашке и галстуке поехал на слоне через тропический лес: жара, лианы, вопли мартышек, круги пота подмышками.
Тут можно вспомнить судьбу «евразийца» Блейка-Оруэлла, бывшего бирманского полицейского. Аристократическая поза, принятая Набоковым, неубедительна и даже мало понятна. Вообще-то аристократы никаких поз не принимают. До такой степени, что люди двумя-тремя классами ниже могут принять эту «социальную естественность» за хамство. Набоков всю жизнь прожил на герценовской фальшивой ноте обиженного фальшивого аристократа и это делает его личную биографию малоинтересной для литературоведческого анализа.
Колеблем треножник :)
Странным образом вроде бы фактурная, вроде бы парадоксальная, вроде бы где-то даже загадочная жизнь Набокова оказывается жизнью убежденного рантье и филистера. Не было в его личной жизни ни трагического одиночества, ни судьбы изгнанника, ни даже плохого или истеричного характера (не говоря уже об интересных патологиях). Жил человек в свое удовольствие, аккуратно потреблял мещанские радости и посмеивался. Все остальное – в книгах, действительно великих и осенённых таинственным хитросплетением смыслов.
В какой степени это была сознательная жизненная позиция? Думаю в гораздо большей, чем это можно себе представить. Дураком Владимир Владимирович конечно не был. «Прости господи глуповат» был Бунин.
Набоковская жизнь в Монтрё это итог карьеры процветающего буржуа. Опять же ловко вывернутая как продолжение судьбы изгнанника, будто бы из чувства нансеновского протеста решившего до конца дней жить в гостинице. В нескольких номерах люкса на всём готовом с прислугой и секретарями. На фешенебельном курорте. И так 17 лет.
Настоящим аристократом был вышеупомянутый Толстой. Уж этот никогда бы не стал писать политкорректную (для русского генетического изгоя) «Лолиту», а главное сказал бы западным послевоенным людям всё, что он о них думает. Мало бы не показалось. От его антишексипировских филиппик англичан до сих пор корчит до немоты. Показал бы Лев Николаевич и футбол, и бокс, и хоккей с шайбой. И энтомологию. Втрамбовал бы бредбериевских бабочек в грунт штучек так двести. Запомнили бы тульского лорда надолго.
Монтрё город вытянутый вдоль побережья в несколько ярусов. На верхнем ярусе прямо над гостиницей, где жил Набоков, находится кладбище, где он похоронен. Мы поднимались туда по серпантину, оказалось минут сорок. А обратно нашли вертикальный спуск по лестницам и мостикам и получилось минут 10.
Кладбище было залито солнцем, могилу мы нашли быстро, поклонились и положили свечку с венком – так там принято. Кладбище католическое, недавно рядом похоронили его единственного сына. Было бы интересно с Дмитрием поговорить, да знал, что не судьба.
С кладбища открывается вид на нижние ярусы города, озеро и горы на противоположенном берегу. Cтоящие рядом виллы выглядят как скриншоты из Lineage II.
Кстати, о виртуальной реальности. Эволюция нищенства дошла на бездуховном Западе до такой вот стадии. Завтра проснётся Наташа и вставит сюда видео, а пока ограничусь фото.
Вот так вот, ребята. Следующий город – Лозанна, но о нём в следующем посте.
P.S. А вот и видео:
Белые шутники распространяют сказку о мировом правительстве в Швейцарии (со списками!). Вот так всё и выглядит. Нашли. Тут вам и Носик, и Гельман, и Пригов с Ольшанским. Типаж.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →