Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

800. ХОЗЯИНА НЕТ


В предыдущей записи речь неожиданно зашла о московской архитектуре и меня попросили высказать общие соображения по этому поводу. Попытаюсь.

Перед тем как рассуждать об обустройстве национальной столицы, следует со всей трезвостью представлять место русских в истории мировой архитектуры. Оно более чем скромное. Русские добивались впечатляющих успехов, используя свои материальные возможности (возможности огромного модернистского государства) и инженерный гений европейцев. И то, что они сделали, это или воспроизводство общей западной застройки (в Петербурге – в огромных масштабах) или отдельные реплики западной архитектуры (Исаакиевский или Казанский соборы).

В 19 веке много и, в общем, по делу было сделано для создания некоторой стилизации «русской архитектуры» - всё это имело весьма малое отношение к подлинным национальным традициям. В области архитектуры их и не было. Не было также традиции русского градостроительства. Неслучайно выражение «Москва – большая деревня». Все русские города, если они не основаны немцами, шведами или поляками, это города, созданные по заранее утверждённому типовому плану (эпоха Екатерины) либо «что выросло – то выросло». У русских нет городского вкуса и вообще вкуса к жилищу и обустройству прилегающего участка. Русские деревни поражают своей убогостью и полным отсутствием эстетики. Собственно само слово «деревня» это «ссадина», «кратер». В таких кратерах – грязевых полянах посреди лесов и полей, русские и жили. Русскому крестьянину не могло придти в голову как-то внешне украсить свой дом, посадить дерево. Это хищник и перекати-поле. Уже у украинцев это не так – хаты белятся, высаживаются тополя (с которых никакого навару, но они красивые). Это влияние польской (оседлой) культуры.






Поэтому все размышления российских интеллигентов о городском ландшафте и городской архитектуре поражают своей не то что убогостью, а феноменальной детскостью. Это крайне непрактичные фантазии подростков, рисующих в своей голове населённые людьми Диснейленды. Как все подростки, эти люди крайне агрессивны, всё у них начинается с разрушения, причём стремятся они разрушить то, что наиболее брендово и интересно.

Это мне напоминает конфуз с «детским жюри» на перестроечном фестивале детских и юношеских фильмов. Там был пафос: «А послушаем самих детей, что им нравится». Но подросток смертельно боится говорить, что ему нравится. (Например, ему нравится смотреть на голых тётенек.) Поэтому жюри, созданное из продвинутых интеллигентных детей, оказалось чудовищным монстром. Дети аккуратно вычеркнули из списка все интересные фильмы. В одном они увидели «пропаганду непослушания», в другом «сцены насилия», в третьем «заумность». Детям разрешили побыть взрослыми, и они стали взрослыми ПРИТВОРЯТЬСЯ и вести себя «как надо». С детской тупостью и жестокостью.


Вот такими тупыми детьми являются ниспровергатели Мавзолея - мирового Бренда талантливейшего русского архитектора (втройне ценное исключение) Щусева. Пока речь идёт о пропаганде и политической несправедливости, это поведение нужное и должное, но когда люди становятся Хозяевами, то тут надо прикусить язык и подумать.

Когда я работал на заводе Лихачёва, старые рабочие повторяли одну и ту же мантру. Если бы не слышал сам, и судил о жизни по коммунистическим агиткам Мосфильма, никогда бы не поверил. Рабочие все известия о росте цен, дефиците и экономическом разгильдяйстве сопровождали одним резюме: «А что делать – теперь хозяина нет». И этим Хозяином они считали Рябушинского, а отнюдь не Сталина.

Существует много раз рассказанная история про Сталина, который не найдя вешалки в новом кабинете, сам вбил гвоздь и повесил на него френч.

Сталинский гвоздь всех поразил в самое сердце и поразил правильно - это было единственное самостоятельное решение «Хозяина», не способного управиться даже с собственной женой и детьми. У всех членов всесильного Политбюро были временные «госдачи» и мебель с бирками, которую надо было сдать по описи. В любой момент.

Дома же строят хозяева НАСТОЯЩИЕ. Дом строится не «как у людей», не потому что так «модно», а потому что «мне так удобно» и «я так хочу». Дом это материальное воплощение ВОЛИ. Никакой воли ни у русских политиков, ни у русских нуворишей, ни, тем более, у среднего класса нет. И не будет. Это видно. Поэтому в РФ появляются и будут появляться дальше «Новые Мариинки».



Архитектурный шедевр, по стоимости сопоставимый с первоклассным дворцом мирового уровня. Им только что осчастливили бедных петербуржцев.

Что было бы, если именитый западный архитектор в буклях и вышитых подштанниках принёс подобный проект Екатерине, Николаю I или, страшно подумать, Павлу?

- Жалование прекратить, паспорт вернуть, до границы проводить.

Всё. Пошёл к лешему. Почему? А потому! Я ХОЗЯИН.

А что было в Питере? Закомплексованный, жмущийся азиат Гергиев, которого Господь привёл родиться в России и который смертельно боится своих же кровавых родственников. Это как бы «интеллигент». Вокруг чиновное ворьё. Которое, сколько бы по-крупному не воровало, всегда имеет душу Акакия Акакиевича – мелкого крысёнка, катящего сосиску на Кипр или в Лондон.

Вот перед миргородцами и развернули проект. На шёлковой бумаге, в обрамленье херувимов. «Так в Европах делают».



А это изюминка проекта, «шедевр в шедевре» - висячий мост (не шутите!) между старым и новым зданием театра.

А что бы на это сказал да хоть арабский шейх? Сидел бы в бурнусе на золотом кресле, перед ним референты в халатах проект разворачивают. Побледнел бы шейх, плюнул через губу в сторону напудренного европейца:

- Пшёл вон, ничтожество!

Потому что он, может, и не очень грамотный, но Хозяин. Хозяин дело знает и себя не обидит. Фирму государственную обворовывают все и всегда. Это закон. Хозяин сам у себя воровать не будет. Это абсурд. Поэтому нефтедоллары в Кувейте и Эмиратах прорастают архитектурными чудесами. Да, как правило, безвкусными, да, всегда втридорога. Но прорастают. И, поскольку это действительно чудеса, своё место на планете они занимают. О них говорят, на них едут посмотреть.



Шутки шутками, а самое высокое здание на планете. И уже построено.

В России сейчас дыра и будет дыра. При таких же и даже больших ресурсах. У нас не могут даже купить «диковинки» – усладу и утеху закомплексованной провинции. Почему? Потому что бриллианты и изумруды носят Господа. Падишах он, конечно, азиат. Но господин. Почему сталинские высотки получились? Только потому, что тогда у русских была хотя бы иллюзия господства (и, кстати, строили там пленные немцы).


Москва-Сити. Какова основная идея высотного здания? Тем более квартала высотных зданий? Тем более в стране, где такие здания в диковинку? Прежде всего – основательность, надёжность, солидность. Теперь посмотрите на эти падающие кубики. Хотели построить российский Дефанс. А построили вселенский Дефолт.

Значит, на провинциальные апельсины в России можно забить. Ничего не сделают, а что сделают, будет ни к селу ни к городу до такой степени, что всё равно провалится в тартарары.

Что касается планомерной массовой застройки, общего уровня градостроительной культуры, то это не купишь ни за какие деньги. До своих городов русские должны дорасти. Когда дорастут, возьмут в руки палки и погонят русских бездарей с инженерных должностей. Так дураков проучат, чтобы ни им, ни детям неповадно было. Потом приедут приглашённые немцы – в виде не только главных специалистов, но и среднего персонала. И всё наладится быстро. Русские переимчивые. 10 лет и в Москве транспорт будет работать как часы. А продых появится через 3 года.

А до этого…

Извините за тавтологию, архитектуры в РФ не будет, пока здесь не будет Архитектора. Что скажет не политический деятель, не обыватель, не интеллигент, а Архитектор по поводу, например, коммунистической партии? Он оценит явление в исторической перспективе и оставит. И постарается из его бытия извлечь общую пользу для общества и государства. Поверх барьеров. Потому что Архитектор планирует само пространство и декорации жизни. Это синоним слова Бог, таковым Богом он в отдельно взятой клеточке и является. Если архитектора нет, появляется Дьявол и портит квартирным вопросом целые поколения.

И здесь мы подходим к метафизическому ответу на происходящее вокруг ХХС. У этого здания нет хозяина. Кто его строил (воссоздавал). Зачем? Кто его собственник? Кому оно принадлежит? Попытайтесь ответить на эти вопросы и поймёте, что это здание никчемушное. Ничьё. Поэтому там и происходят «несобытия» с закрытыми балаклавами «нелюдьми».

Было сказано ясно: единственная в России попытка серьёзного интеллектуального диалога и восстановления преемственности с русской культурой и философией (в том числе религиозной) это «подставка под диапроектор». А что в диапроекторе? Порнография (буквально) «студентов философского факультета», и пляски на алтаре, которые даже и кощунством-то назвать стыдно. Это ДАЖЕ не кощунство. Так… гельмановские вши отплясали своё и удовлетворённо заползли под чудовищную линзу мировых масс-медиа. «Дело сделано». Интеллектуальный ландшафт России сформирован. Задали планку.

Но в одном ребята допустили просчёт. Почти столетняя безнаказанность, вызванная почти столетней безгласностью одной из сторон, приучила вообще не считать русских за людей. И им поставили планку, под которую они не смогут заползти по причинам даже физическим. «Ниже плинтуса». Этот перебор обернётся престарелым западным умникам очень дорого. И гораздо быстрее, чем может показаться.



И в заключение тест на невежество: 1. Красива ли эта церковь? 2. Когда построена? 3. С какой целью? 4. Кто автор?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 950 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →