Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

132. УХОДЯЩАЯ НАТУРА.

Сподобился вчера посмотреть длиннющий документальный фильм о Лени Рифеншталь.

Во-первых, фильм об основательнице мирового кинопромыва мозгов сам насквозь идеологичен. Это по степени политизированности всё тот же "Партийный съезд" 1934 года. При сопоставлении германского агитпропа 1934 и 2004 всё и раскрывается. В первом случае мы видим азарт молодости, действующей по интуиции, а иногда наобум. Во втором случае перед нами продукция расчётливого профессионального негодяя. Здесь выстроена многослойная юридическая защита. Каждое слово продумано, каждая мизансцена заверена у нотариуса, облеплена наклейками копирайтов и пломбами страховок. Это плод деятельности 90-летнего педераста, расчётливо умирающего от рака. С грязнотцой, медленно, на лёгких наркотиках.

Сама Лени - это обстоятельство делает её конечно легендой, - совершила подобную трансформацию на протяжении одной жизни.

Не знаю точно её происхождения (м.б. об этом было в самом начале фильма, которое я просмотрел), но вообще она по своему типу не похожа на чистокровную немку. У неё должна быть примесь североитальянской или, может быть, французской крови. Немчура тупее - это европейцы второго круга колонизации. Немец коряв, хотя и не в такой степени как совсем новенькие европейцы третьего круга - американцы, славяне и скандинавы. Хотя общая основа Лени - немецкая. По сути она, конечно, немка.

В какой степени можно говорить о её гениальности? Думаю этот термин мало приложим к кинодокументалисту. Скорее это гениальность эпохи. Молодость нового мира. Кино только-только вошло в силу, добилось идеального разрешения, абсолютной плавности и хорошего звука. Вот немчура на оперативный простор и вырвалась. То же касается самой идеи массовой идеологической обработки. Непуганный человеческий материал был идеален. Театральные постановки Гитлера были блестящи, Рифеншталь их только зафиксировала. Хотя она в фильме лицемерит. Видно, что часть сцен в "Триумфе воли" постановочная (как и в "Олимпии"), и постановочная идеологически. Не менее лицемерно и стремление изобразить партайтаг праздником мира и труда. Да, немчура там стоит с лопатами и орёт про народные стройки и мир во всём мире. Но это даже страшнее. Это и есть суть действа. Германии запретили иметь постоянную армию, и на парад вышли утята. Но тут соблюдена эстетическая мера. Это и есть идеальная мера идеологической обработки - двухходовка. Когда 90-летняя Риффеншталь бултыхается в акваланге и гладит осьминогов, это уже 7-ходовая композиция самих себя обманувших европейцев. Тут религиозная БОЛЕЗНЬ, декаданс.

То же самое видно на примере рифеншталевской олимпиады. Тогдашние спортсмены прекрасны. Они прекрасно сняты - молодо и умно. Но они и сами умны и молоды. Это не накаченные анаболиками роботы, а просто красивые, сильные особи хомо сапиенс, действующие из побуждений вполне античных: "А чего такого-то, бесплатно съездить в Берлин, познакомиться с девчонками (парнями), поесть мясца, попить пивка". Это студенты. Спорт уже массовое занятие, но ещё благородное. Спортсмен - не профессионал 2000 и не неумеха в семейных трусах 1900. Это дилетант в самом возвышенном смысле этого слова. Любитель, которому нравится прыгать, бегать, грести. Ну и, конечно, побеждать, но без зверства.

Т.е. Рифеншталь не было бы без молодого звукового кинематографа, без молодого тоталитарного государства и без молодого массового спорта. Она на всём этом конечно не спекулировала, но использовала. Скользила на доске. В сущности, она не режиссёр, а артистка, сыгравшая режиссёра. Думаю, на неё пахали мужики, реально Триумф и Олимпию смонтировал какой-нибудь никому не известный Хрюмпке. Фроляйн Лени кокетливо сидела на лавочке на фоне Эйфелевой башни и вздыхала: "Вы знаете, монтировать фильм об Олимпиаде это тяжелейший труд. Только просмотр всего материала занимает 9 недель по 10 часов в день". Как-то эсмеральдоподобную козу-егозу Лени за этим занятием не видишь. Вот грызть орешки или кидаться конфетти во втрескавшегося в неё по уши министра - это да. В этом и разгадка Легенды - сама Рифеншталь гениальная женщина-дилетант. Последней великой женщиной (а не великим "человеком") была Мерилин Монро. Но это уже излёт - уходящую натуру она себе сконструировала при помощи чёрти скольких пластических операций. А Лени была вполне себе мадам 19 века из своего особого женского мира, с женской одеждой, женской мебелью, женским образованием, женским языком, и разумеется женским типом поведения. Но она уже была заброшена в мужской мир. Это такой диверсант в юбке, спустившийся на парашюте на мужскую территорию и всерьёз занявшийся мужскими делами. Но при этом до мозга костей остающийся ещё женщиной. Это надо уметь - запудрить мозги мужичищам в сапожищах и посреди мировой бойни снимать под бомбами романтический фильм о себе любимой в разных видах: декольте, лунная ночь, муар, канапе. Зверушка УМЕЛА.

Но как толька гениальность эпохи кончилась, Рифеншаль мгновенно усохла. Она ничего не сняла, потому что все гениальные мужчины Германии были под землёй, а сама эпоха молодого нового мира кончилась. Свежачок остался только в Африке и под водой. Но на негре где сядешь, там и слезешь. Кроме оргазма он ничего не даст. А уж морской скат так и голову откусит. Scat.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments