Галковский Дмитрий Евгеньевич (galkovsky) wrote,
Галковский Дмитрий Евгеньевич
galkovsky

Category:

189. ДОСТОЕВСКИЙ ЛИ НАБОКОВ?

В предыдущей ветке юзер sapojnik назвал Набокова эпигоном Достоевского и охарактеризовал "Лолиту" и "Защиту Лужина" как талантливое, но не более, подражание "Преступлению и наказанию". Соответственно нелюбовь Владимира Владимировича (нашего, а не вашего) к Достоевскому можно описывать красками мифа "Моцарт-Сальери".

Сравнение Набокова и Достоевского общее место, поэтому на нём стоит остановится подробнее. Мне кажется, что творческий метод этих двух гениальных писателей разнится чрезвычайно. Достоевский, как я уже писал, помещает головную фантазию в идеальный физический мир "критического реализма". Сюжетная схема начинает автоматически обсчитываться по законам трёхмерного мира с реальной физикой. В результате возникает сюрреально правдоподобное описание событий, очевидцем которых не мог быть никто. Даже сам герой.

Мир Набокова - рисованный. Причём рисованный покадрово, беличьей кисточкой. Была такая неприятная фаза в развитии компьютерных игрушек - началось повсеместное вытеснение рисованных сцен 3D графикой, а графика была ещё грубой, аппликационной. Получалось резкое ухудшение изображения. Так вот мир Набокова это гораздо более примитивная технология, чем у Достоевского, но технология тщательнейшим образом прорисованная. Не даром Владимир Владимирович месяцами сидел за микроскопом и срисовывал крылышки у бабочек.

Оба мира крайне реалистичны - "русская школа". Но достигается это разными методами и эффект тоже получается совсем разный. "Физика" Набокова на самом деле крайне неправдоподобна. История "Лолиты" совсем нелепа, всё повествование это незамотивированное, но тщательно, АБСУРДНО ТЩАТЕЛЬНО прорисованное убийство Куильти, музицирующего на фортеплясах в момент своего уничтожения. Гумберт - неестествен и нелеп, сюжетные ходы - издевательские шифрограммы, оставленные американским идиотом в идиотских американских мотелях. Сам автор - лысый 55-летний мужик, затравленный судьбой-злодейкой и сам себя уверивший в студенческой любви к цыганской уродке-жене. Это бунт очкастого мещанина против скручивающейся и лысеющей реальности. Правда этого вопля - вопля стареющего самца-фантазёра и потрясла весь мир. Народ почувствовал МОЩЬ. Так сказать, пейзажик с птичками, украшающий клетку мистера Лектора. Через всю "Лолиту" этот мотив и проходит: образ клетки и образ абсурдной езды по встречной полосе.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 134 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal