Такие же ошибки существуют в национальном вопросе. С одной стороны – величайшая глупость игнорировать национальные различия. Они есть и весьма серьёзные. В СССР национальный менталитет не принимался в расчёт. В РФ на национальных струнах пытаются играть, но музыканты прошли советскую школу, и совершенно не разбираются в устройстве используемых ими инструментов. Проблема павловских не в заигрывании с русским национализмом, а в том, что они неправильно представляют себе русского человека, и не могут просчитать его ответную реакцию. Их знание - это знание хорошего социолога-практика, всю жизнь прожившего в сообразном мире, но это не есть знание этнопсихолога. Они путают социальное и национальное. Это и есть вторая ошибка в национальном вопросе. Нельзя подменять социальные отличия отличиями национальными. Я про это уже писал, и писал давно.
В случае Гольдштейна сразу нашлись люди, попытавшиеся придать трагикомической истории его литературного возвышения националистический оттенок. Разумеется, премию Гольдштейну дала влиятельная община советских евреев и, разумеется, по соображениям националистическим. Это очевидно. Но если Гольдштейн получил премию, потому что он еврей и в пику не евреям, это не означает, что низкий уровень его текстов обусловлен еврейством автора. Дилетантские штудии провинциального «Нарцисса» равно характерны для любого советского критика, принципиально не умеющего излагать свои взгляды и публично отстаивать свою точку зрения. Это наследие многодесятилетнего рабства.
Полемика евреев и крестьян о русской литературе это флаг из трусов Папанова, под которым Эйдельманы-Астафьевы промаршировали из культурного мира в небытие. Для культурного европейца мало интересны особенности азиатских половых органов или ритуальных плясок. Азиат может подпиливать зубы, вставлять кольцо в ноздрю, писать о затоплении угандийских крестьян водохранилищем или корчить из себя Овидия – это его личные азиатские проблемы. Проблемы, тиражируемые до бесконечности и совершенно не интересные культурному человеку. В каждой деревне есть идиотский мирок: местный резонёр, комичный старик, весёлая вдова, хулиган и кузнец. Всё это описано в бесчисленных румыно-боливийско-провансальско-китайски
Борьба советских еврейских писателей и советских русских писателей это борьба Гольдштейна с Завадским-Корсаком. На самом деле между ними есть отличия, и отличия серьёзные. Но это отличия между Гольдштейном и Корсаком. Точно так же отличия Булгакова и Бабеля это отличия Булгакова и Бабеля. Для меня разница между первой и второй парой колоссальна, и это разница социальная, а не этническая. Отличие от евреев в том, что русские, как более культурный и толерантный народ, выбирая между Бабелем и Корсаком, выбрали бы Бабеля. А евреи, выбирая между Гольдштейном и Булгаковым, выбрали бы Гольдштейна. Антисемиты, толкая русских к «правильному выбору», толкают русских в азиатскую яму. Не случайно общим местом записных антисемитов являются восторги по отношению к Израилю – мелкому полуазиатскому государству. По ТВ вчера услышал голос правды: израильтян называли «южанами», а ливанцев «северянами». «Южане нанесли удар в ответ на обстрел северян». Вот полемика южанина Эйдельмана и северянина Астафьева, чей уровень привёл стороны в обоюдный восторг. «Пир богов».
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →