Влияние Витте неимоверно преувеличено. Почти столетняя антимонархическая пропаганда привела к элиминации из русской политики личностей монархов, что создало картину поистине абсурдную. Россия была абсолютистской монархией до 1905 года, и сильной парламентской монархией с 1905 до 1917. Всё решал царь и царская фамилия (как обычно в таких случаях существовала оппозиция царь – наследник).
Витте целиком принадлежал к клике 1881 года, банде Александра III, убившей (руками мифических «революционеров») Александра II. После 1881 года начался карьерный рост Витте. К 90-м годам он стал первоклассной фигурой на чиновничьем небосводе, но не более того. Ничего особо выдающегося в Витте не было. Ни по взглядам, ни по приёмам, ни по происхождению, ни по образованию. СТАНДАРТ. Таких «Виттей» было в Петербурге два десятка. Все его контакты с «мировой закулисой» бред. Он был чиновником первоклассного государства и всегда стоял на страже его интересов.
В период 1902-1905 года Витте продолжал играть в команде «клики», которая постепенно отжималась Николаем от рычагов управления. Опять-таки дело было не в ничтожном Витте, - его бы Николай пинком выгнал в полчаса, - а во вдовствующей императрице и в в.к. Михаиле. После манифеста 1905 на полгода Витте становится действительно политическим лидером на уровне верхних 3-4 человек, но весьма ловко подставляется Николаем и сходит с политической сцены.
В условиях свободы печати фигура Витте была у всех на слуху, за время 1905-1906 гг. он становится по степени раскрученности «уаспутИным». Кроме того, написанные им мемуары, крайне лживые и тенденциозные (как, впрочем, большинство мемуаров русских чиновников) пришлись ко двору советской власти, которая с удовольствием их перепечатывала («Вот видите, даже царские сановники писали об ограниченности Николая Кровавого»).
На самом деле и Столыпин такая же пустышка. Дело не в отдельных фигурах, а в бюрократическом аппарате. Насчитывающим две сотни лет и полностью укомплектованном первоклассно образованными европейцами. В этом смысле Россия ничем не отличалась от других европейских держав, и подобно Германии, Австрии, Великобритании или Франции решала проблемы по мере их поступления. Достаточно быстро и достаточно квалифицированно. Племя тумба-юмба + европейский врач это одно, а без него – совсем другое. С европейским гением смертность уменьшится в разы, люди освоят кипячение воды и ношение портков. Но никакие «гении» в бюрократической системе Франции или России были не нужны, их там не было, и быть не могло. Ни добрых, ни злых. Была стилизация политической прессы, в условиях российской неопытности дошедшая до гротеска. Во время революции даже журнальчик выходил «Виттова пляска».
Этими обстоятельствами и объясняется виттевская нескладушка – никто из отечественных историков не создал более-менее нормального ОЧЕРКА жизни этого человека. Постоянно упирают на какие-то «противоречия» и «парадоксы». Никаких противоречий и никаких парадоксов. Сидит советская обезьяна складывает кубики: «А что бы было, если бы Витте был вместо Столыпина?». Или «Столыпина не убили бы. Что бы было?». Но это крупная обезьяна, солидная. Мартышка поменьше ходит колесом по кубикам: «Умом Россию не понять, третий Рим».
Чтобы в истории быть не обезьяной, а человеком, надо историю знать. Знать биографии двух сотен высших чиновников, знать устройство госаппарата. И не только России, а всех Держав того времени.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →